Поиск по сайту

Ремонтируем систему охлаждения автомобиля

Ремонтируем систему охлаждения автомобиля

  • 9 минут на чтение

Система охлаждения является ключевой системой, если речь идет о нормальном функционировании двигателя. Данная система должна охлаждать детали мотора, которые нагреваются при движении авто, и поддерживать оптимальную температуру в заданных пределах.

Функциональность системы охлаждения

Система охлаждает не только детали двигателя, но и масло в системе смазки, воздух в системе турбонаддува, отработавшие газы в системе и рабочую жидкость в коробке-автомате, а также нагревает воздух в отопительной и вентиляционной системе и системе кондиционирования.

Составляющие системы охлаждения

Система охлаждения состоит из следующих компонентов: радиаторов системы рециркуляции газов и системы отопления, расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, датчика температуры тосола, теплообменника отопителя, масляного радиатора, термостата

Причины неполадок в системе охлаждения

Система охлаждения обязательно потребует диагностики и ремонта, если:

  1. есть трещины на блоке цилиндра
  2. прогорела прокладка цилиндра
  3. засорился радиатор охлаждения с внутренней стороны (ржавчина и накипь) или с внешней (пыль, грязь)
  4. нарушена герметичность системы
  5. ослаблен приводный ремень насоса охлаждающей жидкости
  6. неисправен вентилятор радиатора, термостат или температурные датчики
  7. засорился радиатор отопления
  8. уровень охлаждающей жидкости ниже нормы

Самые распространенные неисправности системы охлаждения и пути их устранения

Если система охлаждения не работает должным образом и требует ремонта, то, прежде чем браться за дело, следует понять, какой компонент в системе «барахлит». Рассмотрим основные проблемы системы охлаждения.

  • Перегрев двигателя. Если двигатель перегревается, возможно, недостаточно налито охлаждающей жидкости. Нужно проверить уровень тосола и при необходимости долить его до нужной отметки. Уровень охлаждающей жидкости определяется визуально или по индикатору. При перегреве давление моторного масла падает, большая его часть выгорает, поршневая группа и цилиндры изнашиваются быстрее. Если мотор работает при высоких температурах долгое время, поршни в цилиндрах заклинивает и необходим ремонт всего двигателя. При появлении малейших признаков перегрева мотора, сразу приступайте к их устранению.
  • Переохлаждение двигателя. Чаще всего двигатель переохлаждается из-за неисправности термостата. Если мотор работает при низких температурах, это приводит к более быстрому износу деталей и потере мощности из-за ухудшения условий смазки. Обычно термостат ремонту не подлежит, и необходима его замена.
  • Увеличенный расход охлаждающей жидкости. Если тосола уходит больше нормы, то может перегреться мотор, течь может произойти из-за повреждения радиаторной пробки. Только ее замена сможет решить эту проблему.
  • Подтекание охлаждающей жидкости. Если жидкость подтекает, нужно проверить уплотнители, соединения, насос и радиатор. Течь может быть как внутренней, так и внешней. К внутренней утечке относят течь тосола через прокладки цилиндра, уплотнение регулятора холостого хода. Течь насоса, радиатора охлаждающей жидкости, соединений системы охлаждения – это уже внешняя утечка. Негерметичность соединений шлангов и патрубков исправит подтяжка их креплений. Шланги, краники, пробки, имеющие повреждения, подлежат обязательной замене.
  • Если не работает вентилятор, то нужно проверить температурные датчики охлаждающей жидкости, проводку и реле.
  • Радиатор не охлаждает тосол? Необходимо его прочистить, скорее всего, соты забиты пылью и грязью.
  • Пробуксовку ремня привода насоса может вызвать его натяжение (чрезмерное или наоборот слабое) или замасливание. Чтобы очистить замасленный ремень, его можно просто протереть тряпочкой, смоченной в бензине. Регулируя натяжение ремня, учитывайте, что при слабом натяжении он будет нагреваться, следовательно, расслаиваться и изнашиваться. А при чрезмерном натяжении быстро изнашиваются подшипники генератора и жидкостного насоса, сам ремень вытягивается и разрушается.При замене или ремонте компонентов системы охлаждения не забывайте слить тосол.
  • Температурные датчики показывают максимальную температуру. Если шкала датчиков уже в красной зоне, нужно выполнять следующие действия:
    1. Как можно быстрее остановитесь на обочине, заглушите двигатель, откройте капот, чтобы двигатель быстрее остыл.
    2. Ни в коем случае не открывайте радиаторную пробку! Когда вы открываете пробку, происходит выброс большого количества горячей охлаждающей жидкости, что может привести к серьезным травмам: ожогам рук и лица. Через открытую пробку испарятся остатки охлаждающей жидкости, что принесет еще больше проблем.
    3. Нельзя лить холодную воду на двигатель, чтоб он быстрее остыл. Следствием такого необдуманного шага может стать появление трещин на головке блока. Если двигатель всё-таки вскипел, лучше ничего не предпринимать. Остановитесь, подождите минут 20, и после того, как кипение прекратится, двигатель немного остынет, переходите к действиям.
    4. Убедитесь, что в системе охлаждения нет давления: верхний патрубок радиатора должен быть мягким и гибким, а не твердым и упругим. Откройте пробку радиатора, долейте тосол, делайте это медленно и аккуратно, стараясь избежать попадания холодной жидкости на стенки головки блока. Иначе непременно появятся трещины. Закройте пробку, запустите двигатель. Проверьте, в норме ли показания температурных датчиков, работает ли вентилятор, утекает ли охлаждающая жидкость, равномерно ли нагреваются шланги радиатора.

Несколько простых советов, чтобы поддерживать систему охлаждения в идеальном состоянии

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта системы охлаждения, необходимо следовать этим правилам:

  • регулярно проверяйте уровень тосола в системе охлаждения
  • постоянно следите за датчиками температуры
  • меняйте охлаждающую жидкость своевременно (раз в 2 года или через каждые 60 000 километров пробега), при этом используйте лишь качественный тосол
  • раз в год обязательно проверяйте состояние приводных ремней, контролируйте отсутствие утечек
  • каждую весну продувайте радиатор охлаждения

Соблюдая эти советы, вы сможете продлить жизнь системе охлаждения вашего автомобиля и избежать серьезных поломок. Главное здесь — регулярность проверок. Ведь вовремя замеченная незначительная поломка убережет вас от больших проблем и затрат.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме