Это полезно знать

9 непростительных ошибок при вождении автомобиля на «механике»

4 мая 2021

Было время, когда автомобили на «механике» занимали львиную долю рынка, уступая лишь незначительную его часть по-настоящему надёжным и долговечным автоматическим коробкам передач на автомобилях представительского и премиального классов.

Казалось бы, за такой долгий промежуток времени мы должны были изучить механические трансмиссии вдоль и поперёк и перестать совершать глупые и досадные ошибки при вождении, которые обычно приводят либо к дорогому ремонту, либо к полной замене агрегата. Но к великому удивлению и сегодня находятся «умельцы» сломать механизированную коробку передач, как говорится, за пару кликов, то есть телодвижений.

Что может сломаться в МКПП

Давайте вначале рассмотрим, какие механизмы больше всего чувствительны к повышенным нагрузкам:

  • Зубья шестерён предназначены исключительно для плавной, равномерной работы и легко ломаются при ударных нагрузках;
  • Подшипники качения рассчитаны на определённую скорость вращения и могут претерпевать серьёзный износ в связи с перегревом;
  • Диск и корзина сцепления работают без нареканий в течение указанного срока только при условии их правильной эксплуатации;
  • Выжимной подшипник претерпевает значительный износ при работе в постоянном напряжении по той простой причине, что его предназначение с завода состоит в кратковременном включении в схему переключения передач;
  • Механизм кулисы имеет как металлические, так и пластиковые детали, а также множество элементов, которые трутся друг о друга, что при неправильном использовании рычага передач будет вести к его преждевременному износу;
  • Корпус МКПП, несмотря на колоссальные усилия, которые она может передавать с двигателя на колёса – достаточно хрупкое изделие, которое подвержено трещинам, сколам и раздроблениям в результате небрежного обращения с автомобилем.

Но всё же механическая трансмиссия – это крайне надёжное явление в мире автомобилестроения, и вывести её из строя можно, лишь совершив ряд непростительных ошибок.

Какие ошибки приводят к выходу из строя «механики»

Вариантов превратить свою трансмиссию в очередного претендента на ремонт в одной из автомастерских вашего города гораздо больше, чем у АКПП. Давайте же рассмотрим самые распространённые ошибки, которые нельзя совершать на «механике»:

  1. Включать пониженную передачу на несоразмерно высокой для этого скорости. Например, вторую передачу на скорости 80 километров в час;
  2. Включать передачу заднего хода, не дожидаясь полной остановки автомобиля. У реверсивной передачи отсутствует синхронизатор, поэтому движение колёс будет создавать разную скорость вращения шестерён;
  3. Включать повышенные передачи, не набирая при движении и полутора тысяч оборотов двигателя. Желая сэкономить таким образом топливо, водители постепенно выводят из строя шлицы 4 или 5 передачи;
  4. Не менять обкаточное масло спустя 2-3 тысяч километров пробега. Покупая новый автомобиль любой марки, вы в любом случае сталкиваетесь с понятием обкаточного масла. Оно предназначено для принятия в себя частиц металла и других смазывающих веществ, оставшихся после производства, и подлежит обязательной замене;
  5. Держать руку на рычаге переключения передач. Прямого вреда для коробки такое действие не несёт, но сама ручка постепенно будет расшатываться, и через 10-15 тысяч километров включение передачи превратится в настоящую проблему;
  6. Ездить на одном масле 100 и более километров – это ведёт к интенсивному износу трущихся деталей и капитальному ремонту коробки, что не является гарантийным случаем. Автомобили на «механике» могут отъездить на хорошем масле до 80 тысяч километров, но после этого его лучше сменить;
  7. Выжимать сцепление более чем на 10 секунд по времени, например, стоя на светофоре или дожидаясь посадки пассажиров – это может привести к выходу из строя выжимного подшипника, диска сцепления и даже к аварии;
  8. Включать передачу, не выжимая сцепление – результатом могут стать отломанные зубья шестерён. На некоторых современных коробках стоит «защита от дурака», но большинство бюджетных автомобилей без зазрения совести позволят вам попасть на дорогой ремонт МКПП;
  9. Держать ногу на сцеплении при движении или, что ещё хуже, пытаться удерживать автомобиль сцеплением с включенной первой передачей на горке, дожидаясь зелёного сигнала светофора.

Ошибки при вождении на «механике» могут затрагивать не только владельца самого автомобиля, но и находящееся рядом окружение, будь-то людей или другие автомобили. Соблюдайте правила эксплуатации механических коробок передач и не совершайте глупых ошибок, а мы дадим вам несколько полезных советов, которые помогут вашей «механике» уехать далеко за пределы гарантийного пробега.

Правила эксплуатации МКПП

Вывести из строя «механику» гораздо тяжелее, чем «автомат». На самом деле для того, чтобы «убить» такую коробку, нужно очень серьёзно постараться и длительное время эксплуатировать свой автомобиль вопреки всем существующим правилам.

Но это вовсе не значит, что эти правила не нужно соблюдать:

  • При переключении передач следуйте инструкциям производителя, соблюдая скорость движения, соответствующую включаемой передаче;
  • При торможении двигателем переключайте передачи поэтапно, плавно нажимайте и отпускайте сцепление, помогая доводить скорость автомобиля до 80, 60, 40 и 20 километров в час в соответствии с переключаемыми передачами;
  • При необходимости двигаться задним ходом после полной остановки выждите 10 секунд. Это поможет сохранить механизм задней передачи на более длительный срок;
  • Следите за уровнем масла. Если он снижается, возможно, коробка потеряла герметичность и нуждается в диагностике и ремонте;
  • Также необходимо проверять масло на свежесть. Его чёрный цвет может говорить о том, что трансмиссия была перегрета, что стало причиной повышенного износа трущихся элементов механизма;
  • Оставляя автомобиль на первой передаче при остановке, запомните, что для возвращения рычага в нейтральное положение недостаточно нажать только на тормоз. Обязательно выжимайте сцепление, особенно если автомобиль стоит на склоне;
  • Старайтесь без нужды не использовать экстренное ускорение, иначе подшипники вашей трансмиссии загудят гораздо раньше положенного срока;
  • Выжимайте сцепление полностью, до уровня пола. Так удастся снизить степень естественного износа деталей, способствующих зацеплению передачи.

«Механика» достаточно неприхотлива в ремонте, её можно спокойно обслуживать в домашних условиях, при этом профессионализм специалиста по ремонту коробок передач может быть на уровне гаражного умельца. Но даже несмотря на доступность запчастей и их относительно невысокую стоимость, вы в любом случае потеряете время и деньги, а ваш любимый автомобиль выйдет из строя на пару недель, что для многих является непозволительной роскошью.

Заключение

Езда на автомобиле с МКПП требует от водителя максимальной внимательности и уважения к собственному транспорту. Следуйте простым правилам эксплуатации, не допускайте ошибок и помните, что любое вмешательство мастера в механизм вашей коробки передач будет стоить пусть и не таких существенных, как в случае с «автоматом», но всё же денег. Ведь согласитесь, очень приятно проездить до 300 тысяч километров без единого ремонта, не правда ли?

Читайте также