Устройство автомобиля

Почему скрипят тормоза и как с этим бороться

4 июня 2021

Каждый автолюбитель рано или поздно может услышать посторонний звук, издаваемый его автомобилем. Как правило, любой такой звук настораживает, так как свидетельствует о неисправности в той или иной системе.

Опытный автомобилист способен неплохо ориентироваться в характере некоторых шумов. Так, скрежет при торможении обычно указывает на неисправность в тормозной системе – чаще всего, дело в тормозных колодках, но могут быть и другие проблемы.

Как работает тормозная система

Система торможения состоит из суппорта, тормозной колодки и тормозного диска – это единый узел, в котором все элементы взаимосвязаны и должны работать слаженно. Исправные тормоза в автомобиле – гарантия безопасности. Поэтому любые неполадки, связанные с тормозами, вызывают у водителя беспокойство, так как эта система должна работать безупречно. В какой-то момент может появиться характерный звук, напоминающий скрип, скрежет или писк. Подобное может услышать даже пешеход, находясь рядом с проезжей частью. В чем причина?

Прежде рассмотрим, какую роль играет каждый из элементов в тормозной системе. 

Тормозной диск является важной составляющей системы. Он состоит из ротора и центральной части, может быть цельнолитым или составным. Центральная его часть фиксируется к ступице колеса и создает усилие тяги при движении. Ротор крепится к центральной части диска и имеет непосредственный контакт с тормозными колодками. В ходе движения автомобиля диск вращается, во время торможения к нему прижимается тормозная колодка, создавая силу сжатия, возникает трение и снижается скорость – транспортное средство останавливается.

Тормозная колодка – металлическая пластина с фрикционной накладкой, повторяющая форму колодки. Производители изготавливают накладки из различных полимерных материалов – это безасбестовые изделия. Также выпускаются асбестовые накладки – они мягче и обладают высоким коэффициентом трения. Тормозная колодка во время торможения соприкасается с тормозным диском при нажатии на педаль тормоза. Во время трения колодки о диск происходит нагревание, которое укрощает кинетическую энергию, и автомобиль останавливается.

Суппорт в этой конструкции – подвижный механизм, который поддерживает и прижимает колодку к плоскости диска при нажатии на педаль тормоза.

Таким образом, во время движения транспортного средства в этой системе происходит взаимодействие элементов. Эффективность торможения зависит от состояния каждого из этих элементов целостной системы. Совокупность множества факторов может стать причиной скрипа тормозов – материал колодок и тормозного диска, его степень износа, конструкция суппорта и многое другое.

Всему виной – тормозные колодки 

Как было сказано выше, в этой системе всё взаимосвязано, поэтому износ того или иного элемента может отразиться на работе всего узла. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут привести к постороннему шуму при торможении.

Износ тормозных колодок – наиболее частая причина скрежета в момент торможения. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, колодка сильно прижимается к диску, который в это время вращается с очень большой скоростью. Каждый раз в этот момент элементы системы подвергаются износу – у деталей данного узла ресурс ограничен. Однажды накладки на колодках начинают стираться, и металлические крепления трутся о тормозной диск, издавая при этом характерный скрежет. 

Более того, при трении металлической накладки о тормозной диск поверхность диска повреждается – на ней образуются глубокие царапины, и эффективность торможения ухудшается. Колодки имеют минимально допустимую степень истирания, поэтому важно следить за их износом. Они могут иметь неравномерное истирание – бывает так, что с одной стороны оси колодки изношены больше, чем с другой.

На качество торможения и амортизацию элементов тормозного узла влияет качество используемых деталей. Случается, что при замене старых колодок на новые система начинает работать некорректно, и вновь бывает слышен скрип или скрежет. Причина может крыться в износе самого тормозного диска или в несовместимости диска и колодок. Поэтому считается, что при замене тормозных колодок лучше менять сразу весь комплект. 

Не следует также забывать, что лучше использовать оригинальне колодки и диски известных производителей, которые подходят данной модели автомобиля. На срок службы колодок и дисков может влиять множество факторов, в том числе и стиль езды. 

Заклинивший суппорт – причина скрипа тормозов

Неприятный звук при торможении может возникать не только из-за изношенных тормозных колодок. Заклинивший суппорт также может стать причиной скрипа при торможении. Суппорт в движение приводит поршень – именно с его помощью эта конструкция прижимает тормозную колодку к диску. Сам поршень всё время смазывается тормозной жидкостью и не подвержен коррозии, но от высоких температур может пересыхать пыльник, и в систему проще проникнуть влаге. В этом случае поршень может с одной стороны заклинивать, и приводить в движение суппорт будет только одна часть – та, где поршень продолжает свободно двигаться. 

Как бороться со скрипом при торможении 

Неискушённому автолюбителю при возникновении посторонних звуков в системе торможения в любом случае лучше обратиться в автосервис. Тем же, кто имеет представление о работе тормозного механизма процессах, а также обладает некоторыми навыками и необходимым инструментом, можно попробовать разобраться самостоятельно.  

Следует снять колесо, под которым кроется проблема, и проверить, в каком состоянии находятся тормозные колодки, диск и суппорт. На некоторых тормозных колодках имеется датчик износа, который сигнализирует, когда придёт время замены колодок.

Случается, что скрип возникает после замены колодок. Здесь, скорее всего, дело в качестве изделий – они могут быть неоригинальными. Через некоторое время они притрутся, и звук исчезнет.

Если пришлось долго ездить с изношенными колодками, нужно обратить внимание на состояние диска – возможно, он повреждён и требует замены.Также желательно проверить наличие прокладок между суппортом и колодками, которые поглощают вибрацию при торможении. Если они на месте, а скрип не проходит, то можно применить специальную смазку для тормозов. Смазывать нужно поршень суппорта и тыльную сторону колодок.

Читайте также