Это полезно знать

Российский автоэкспорт сегодня

2 февраля 2009

Российские автомобили за пределами России есть. Это факт. Большая их часть приходится на улицах бывших союзных республик, стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. Есть российские машины на улицах Турции, Греции, Финляндии, Франции и даже Германии. Последняя во многом обязана временам ГДР, хотя и сегодня у продукции ВАЗа здесь есть поклонники, а "Нива" как-то даже мелькнула в рекламе "Киндер-Сюрприза".

Конечно, российский автомобиль на улицах Европы очень большая редкость. Ежегодные продажи очень невелики и для продукции ВАЗа составляют менее одного процента от всего экспорта. Спросом пользуются "Лады" и "Нивы". Зачастую их поставкой и обслуживанием занимаются частные предприниматели. Такой предприниматель имеет во владении маленький гараж и живет, как правило, тут же, этажом выше. Дешевые автомобили покупают студенты или те, кому нужен второй-третий автомобиль в семью. "Нива" же до сих пор остается самым дешевым внедорожником в мире.

Более чем в тридцати странах мира колесят по дорогам автомобили УАЗ. Вьетнам, Куба и Украина даже производят внедорожники этой марки по лицензии. Основными направлениями экспорта УАЗов опять же остаются страны СНГ, хотя по линии сотрудничества с ООН УАЗы поставляются и в страны, получающие помощь от этой организации: Анголу, Афганистан, Эфиопию. Европейский рынок УАЗ надеется заинтересовать своим новым внедорожником Patriot, существенно более дешевым, нежели другие подобные машины.

Среди легковых автомобилей по экспорту лидирует ВАЗ. Транспортные средства этой компании собирают из машинокомплектов на Украине, в Египте, в Эквадоре и Уругвае.

Гораздо лучше выглядят на мировом рынке дела КАМАЗа. Более восьмидесяти стран мира приобретают грузовики этой марки. Больше ни один отечественный автопроизводитель не может похвастаться подобными показателями. Успеху весьма способствуют регулярные победы КАМАЗов в ралли "Париж-Дакар", говорят в руководстве компании. К сожалению, экологические показатели КАМАЗов являются существенным препятствием на пути к европейским рынкам.

Цифры

В 2007 году экспорт российских легковых автомобилей превысил аналогичный показатель года 2006 на 18,6% и составил 126,8 тысяч машин или 808,1 миллиона долларов. Из них 14,1 тысяч автомобилей на сумму 87,6 миллиона долларов ушло в страны дальнего зарубежья, а соседи по Содружеству Независимых Государств приобрели остальные 112,7 тысяч, что принесло еще 720,5 миллионов долларов.

По грузовым автомобилям картина в 2007 году была более радужной. Их экспорт вырос на 37,22% против показателей 2006 года. Львиную долю (45,7 тысяч штук) опять-таки приобрели в СНГ, и только 5,1 тысяч российских грузовиков ушло на мировой рынок. Финансовый итог здесь вплотную приблизился к показателям экспорта легковых автомобилей и составил 805,9 миллиона долларов.
В общей сложности в 2007 году российский автопром отправил на экспорт 177 600 машин.

Год 2008 внес свои коррективы в и без того не блестящие перспективы российского автоэкспорта. В Европе усиливается борьба с загрязнением окружающей среды, в связи с чем разрабатываются и принимаются всё новые, более строгие, экологические стандарты для автомобилей. Помимо прочего, это служит европейцам дополнительной мерой в борьбе с экспансией китайского автопрома, но также может оказать негативное влияние на и без того слабый ручеек российского автоэкспорта на Запад.

Даже Украина планирует в самом ближайшем будущем ввести экологические стандарты, которые заставляют таких автопроизводителей, как ИЖ, ГАЗ и УАЗ отказаться от поставок в эту страну машин с карбюраторными двигателями. Вступление Украины в ВТО и недавняя политическая поддержка Украиной действий Грузии в конфликте с Абхазией и Южной Осетией также не способствуют росту российского автоэкспорта в эту страну и даже могут вовсе его прекратить. Между тем, ещё недавно более 60% украинского рынка легковых автомобилей и 66% рынка коммерческих автомобилей принадлежало российским производителям, а сегодня этот показатель равен 17%. В сочетании с вытеснением отечественных автомобилей с внутреннего рынка перспективы печальные.

Федеральная таможенная служба сообщила, что в период с января по май 2008 года экспорт российских легковых автомобилей увеличился на 35,04% по сравнению с тем же периодом 2007 года и принес 407 миллионов долларов. По итогам трёх кварталов 2008 года экспорт составил 86,5 тысяч легковых автомобилей. Думается, что в новых условиях нет оснований ожидать не только увеличения, но даже и повторения прошлогоднего результата в дальнейшем.

Дело в том, что ВАЗ, ИЖ, ГАЗ и УАЗ вносят коррективы в свои планы производства автомобилей в условиях кризисного снижения спроса. Естественно, речь идёт о сокращениях: объемов производства, персонала и даже о закрытии (хорошо, если не полном) заводов. Так, в период с 29 декабря 2008 года по 18 января 2009 года останавливает конвейер ВАЗ, планирует снять с производства свою "Волгу" ГАЗ, прогнозы по продажам в текущем году модели Volga Siber снижены в два с половиной раза. Общий объем производства ГАЗа в 2008 году должен снизиться на 30%.

В данной ситуации рассчитывать на рост экспорта никак не приходится, остается надеяться хотя бы на сохранение позиций.

Читайте также