Автошкола

Новая методика проведения экзаменов: что ждет кандидатов в водители

5 июля 2009

23 июня 2009 года была утверждена новая Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. По заявлениям представителей ГИБДД нововведения в процедуре сдачи экзаменов позволят исключить коррупционную составляющую, "человеческий фактор", а также помогут повысить объективность результатов. Так что же ожидает кандидатов в водители?

Как и прежде кандидатов в водители будут ждать два экзамена: теоретический и практический, состоящий из двух этапов. Теоретический экзамен все так же будет проводиться "методом программированного контроля знаний", т.е. в виде теста. Первый этап практического экзамена будет сдаваться на автоматизированном автодроме, второй – на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения.

Порядок экзаменов тоже не поменяется: сначала теоретический, затем – практический. Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

Все экзамены и этапы оцениваются по системе "сдал – не сдал".

Теоретический экзамен

В ходе теоретического экзамена будет проверяться знание кандидатом в водители:

  • правил дорожного движения;
  • основных положений;
  • основ безопасного управления транспортным средством;
  • законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и гражданской ответственности водителей;
  • технических аспектов безопасного управления транспортным средством;
  • факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
  • элементов конструкции транспортным средством, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;
  • методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

Билет будет состоять из 20 вопросов, разделенных на четыре тематических блока. На решение билета отведено 20 минут, отвечать на вопросы можно будет в любом порядке. Вопросы без ответов приравниваются к ошибочным.

Оценка "сдал" выставляется при правильном ответе на все 20 вопросов. Оценка "не сдал" будет выставлена тем, кто ответил неверно на 3 и более вопросов, либо совершил 2 ошибки в одном тематическом блоке вопросов.

Дальше начинаются тонкости процесса. Если совершена всего одна ошибка – к экзамену добавляется 5 минут, за которые экзаменуемый должен ответить на 5 дополнительных вопросов. Новые вопросы будут выбираться из тематического блока, в котором была ошибка. За 5 верных ответов экзаменуемый получит оценку "сдал", за 2 и более ошибки - "не сдал".

Если были 2 ошибки, но в разных тематических блоках, либо в дополнительные 5 минут была 1 ошибка – к экзамену добавляется 10 минут и 10 вопросов. Тут уже оценка "сдал" ставится только за 10 безошибочных ответов.

Первый этап практического экзамена

Пожалуй, наибольшие изменения произошли в данном этапе. Во-первых, он будет приниматься на автоматизированном автодроме.

В методике жестко прописаны требования к автодрому: коэффициент сцепления колес с дорогой, освещенность и прочее. А самое главное, что " участки автоматизированного автодрома, предназначенные для движения ТС, должны иметь ровное, однородное асфальтобетонное покрытие, которое не должно иметь перепадов, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение ТС с разрешенной скоростью."

Контроль правильности выполнения упражнений будет осуществлять автоматизированная система. Она будет следить за:

  • пересечением колесами ТС линий разметки (линий фиксации выполнения упражнения, линий начала и окончания выполнения упражнения, линий "СТАРТ", "СТОП", "ФИНИШ", стоп-линий, контрольных линий);
  • остановкой ТС в заданном месте;
  • переключением передач механической трансмиссии ТС;
  • скоростью движения;
  • включением/выключением сигналов поворота и аварийной световой сигнализации;
  • правильностью использования ремня безопасности;
  • временем выполнения (каждого испытательного упражнения по отдельности и всего комплекса в целом).

Во-вторых, увеличено число упражнений, которые необходимо выполнить. Для успешной сдачи необходимо выполнить следующие упражнения:

  • "Старт";
  • "Остановка и начало движения на подъеме";
  • "Проезд пешеходного перехода";
  • "Повороты на 90 градусов";
  • "Змейка";
  • "Разворот и парковка";
  • "Параллельная парковка задним ходом";
  • "Проезд регулируемого перекрестка";
  • "Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда";
  • "Полоса разгона";
  • "Аварийная остановка";
  • "Финиш".

Все упражнения выполняются последовательно и непрерывно. Общее время сдачи первого этапа будет ограничено. Оно, внимание, рассчитывается по формуле:

где
Lg – общая протяженность пути прохождения комплекса испытательных упражнений на
автодроме (за исключением зон испытательных упражнений, на выполнение которых
Методикой устанавливаются нормативы времени), м;
Vcp – средняя скорость движения по автодрому (принимается равной 10 км/ч), м/мин;
ty – суммарное время выполнения упражнений, на которые Методикой устанавливаются
нормативы времени), мин.

Для каждого упражнения определен перечень ошибок и штрафные баллы за них. Оценка "сдал" будет выставлена, если кандидат в водители за отведенное время выполнил все упражнения и набрал 20 или меньше штрафных баллов.

На автоматизированном автодроме будет применяться специальная разметка. Подробнее о новых упражнениях и разметке читайте в нашей статье "Автоматизированный автодром: упражнения и разметка".

Второй этап практического экзамена

Этап будет проходить в городе на специальных маршрутах. При этом маршрут должен обеспечить возможность выполнения кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:

  • проезд регулируемого перекрестка (при их наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
  • проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;
  • проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
  • левые, правые повороты и разворот на перекрестках;
  • разворот вне перекрестка;
  • проезд железнодорожного переезда (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
  • перестроение на участке дороги, имеющей две или более полос для движения в одном направлении (при их наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
  • обгон;
  • движение с максимальной разрешенной скоростью;
  • проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС;
  • торможение и остановка при движении на различных скоростях.

Нововведением этого этапа является использование аппаратуры для аудио- и видеозаписи. Записываться будут следующие данные:

  • видеоизображение проезжей части;
  • видеоизображение действий кандидата в водители, экзаменатора и представителя собственника ТС (автошколы);
  • видеоизображение показаний контрольно-измерительных приборов;
  • видеоизображение органов управления автомобилем;
  • переговоры в салоне транспортного средства;
  • данные навигационной системы;
  • штрафные баллы, вносимые экзаменатором через специальный пульт.

Информация, записанная в ходе этого этапа, будет храниться в экзаменационном подразделении в течение 12 месяцев со дня экзамена, и может быть использована в случае обжалования результатов экзамена.

Передача аудио- и видеозаписей третьим лицам разрешена только с согласия кандидата в водители. Исключение составляют лишь суды, прокуратура, органы следствия и дознания, которые могут получить записи по письменному заявлению.

Система оценка такая же, что и у первого этапа экзамена, с той лишь разницей, что применяется другой перечень ошибок. По завершении этапа результат сдачи распечатывается и выдается кандидату в водители.

Ошибки кандидата в водителиНарушения пунктов ПДДШтрафные баллы
1. Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество 3.2, 8.1, 8.3-8.5,
8.8-8.10, 8.12, 11.7,
13.4-13.6, 13.8, 13.9,
13.11, 13.12, 15.1,
18.1, 18.3
25
2. Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество 8.3, 13.1, 13.8,
14.1-14.3, 14.5, 14.6
25
3. Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления 8.6, 9.2, 9.3,
9.6, 9.8
25
4. Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика 6.2-6.5, 6.7, 6.9, 6.10 25
5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписы- вающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3 Приложения 1, 2 25
6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) 6.13, Приложение 2 25
7. Нарушил правила выполнения обгона 11.1-11.5 25
8. Нарушил правила выполнения поворота 8.5-8.7 25
9. Нарушил правила выполнения разворота 8.8, 8.11 25
10. Нарушил правила движения задним ходом 8.12 25
11. Нарушил правила проезда железнодорожных переездов 12.4, 15.1-15.4 25
12. Превысил установленную скорость движения 10.2, 10.3 25
13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки ТС при возникновении опасности для движения 10.1 25
14. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП 1.5 25
15. Нарушил правила остановки 12.1, 12.2, 12.4,
12.7, 12.8
10
16. Не подал сигнал световым указателем поворота соответствующего направления перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой 8.1 10
17. Не выполнил требования знаков особых предписаний, дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12) Приложения 1,2 10
18. Не использовал в установленных случаях аварийную световую сигнализацию или знак аварийной остановки 7.1, 7.2 10
19. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению ТС в поперечном направлении 13.2 10
20. Не пристегнул ремень безопасности 2.1.2 5
21. Несвоевременно подал сигнал поворота 8.2 5
22. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части 9.3, 9.4, 9.7-9.10 5
23. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий 10.1 5
24. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам 10.5 5
25. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП 10.5 5
26. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом 19.1-19.5, 19.8 5

Читайте также