Устройство автомобиля

Современные системы усилителя руля

3 февраля 2014

Важнейшей опцией современного автомобиля является усилитель рулевого колеса. У него множество функций.

Снижение усилий прилагаемых водителем к рулю и количества ударов приходящихся на руль от неровной дороги, увеличение маневренности и чувства дороги. Усилитель руля сможет удержать машину на дороге при повреждении передних шин.

Хотя это полезное новшество появилось сравнительно недавно, современный безопасный автомобиль довольно трудно представить без него. Рулевые усилители делятся на гидравлические, электрогидравлические и электрические.

Первый легковой автомобиль с гидравликой вышел в свет в 50-е годы в Америке, производством занималась компания Chrysler Imperial, гидравлика используется до сих пор, и принцип действия особо не изменился. Гидравлике на смену в 90-е года прошлого века пришел электрогидравлический усилитель, а полностью электрический вошел в обиход только в 21 веке.

Какие же из них лучше и надежнее? Проверенная временем гидравлика или новые электроусилители? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться с принципами их действия и их преимуществами.

Гидравлический усилитель

Принцип работы следующий: насос вызывает активизацию гидродвигателя, создает давление масла в гидравлической системе, которая в свою очередь воздействует на поршень рейки руля, обеспечивая более легкое вращение рулевого колеса. Постоянно действующий гидродвигатель увеличивает топливный расход, а гидравлические трубки являются слабым местом в системе, т.к. могут стать источником протечек.

Достоинства

  • снижение передаточного отношения механизма руля, облегчение выполнения сложных маневров;
  • уменьшение силы ударов от неровностей дороги, передаваемых на рулевое колесо;
  • удержание руля в непредвиденных ситуациях;
  • безопасность при выходе гидроусилителя из строя;
  • управление более точное и информативное.

Недостатками можно считать повышенный расход топлива и сложность самого устройства.

Устройство гидроусилителя

Он включает в себя следующие части:

  1. насос
  2. масло
  3. гидроцилиндр
  4. распределитель
  5. соединительные трубки

Электрический усилитель

Он способен создавать дополнительное усилие при повороте руля с помощью электропривода. Всё чаще в наше время можно встретить в автомобилях именно электрический, а не гидравлический усилитель.

Принцип действия заключается в работе датчиков, отслеживающих угол поворота руля и усилия, которые прилагает водитель. Далее от датчика в блок управления передается сигнал, информация обрабатывается и переходит на электромотор, который переместит рейку руля или заставит рулевой вал вращаться.

Электрический усилитель обеспечивает управление машиной в следующих случаях:

  • поворот автомобиля на высоких и малых скоростях;
  • возвращение колес в среднее положение;
  • удержание колес в среднем положении.

Достоинства:

  • отсутствие гидравлических магистралей;
  • минимальное энергопотребление;
  • компактность;
  • простота настройки, удобное регулирование управления;
  • экономия топлива.

К недостаткам можно отнести внезапное отключение или отказ электроусилителя при возникновении экстренной ситуации.

Такие неполадки чаще всего возникают при сбоях в блоке управления, плохом контакте соединений и падении напряжения в системах автомобиля. При сбоях электромотор усилителя отключается, на приборную панель поступает информация о неисправности.

Управляемость сильно не пострадает, но неподготовленных водителей это может изрядно напугать. Но всё же не нужно бояться машин с электроусилителем, на сегодняшний день автомобиль полностью проходит проверку на безопасность, поэтому системы очень надежны.

Устройство электроусилителя руля

Его составными частями являются:

  1. электродвигатель
  2. система управления
  3. механическая передача

Электрогидравлический усилитель

Это устройство работает по тому же принципу, что и гидравлический усилитель. Только есть небольшое различие. Гидронасос запускается от электродвигателя, питающегося от генератора. Поэтому он работает не постоянно, а только тогда, когда водитель поворачивает руль. Экономия топлива при этом составляет около литра на 100 километров.

Плюсы: точность, эффективность, информативность усилителя, экономия топлива.

Минусы те же, что и у электроусилителя.

Рулевые усилители в сравнении

Наиболее популярными среди автовладельцев являются электрические и гидравлические усилители. Но какой же из них выбрать?

Рулевой усилитель призван облегчить работу при парковке, при поворотах и сложных маневрах, когда требуется много усилий и оборотов руля. Гидравлический является более сложным устройством, занимает больше пространства под капотом машины, а этого пространства в автомобиле и так не хватает. Электрический усилитель с этой точки зрения более выгоден, его механизм намного проще. Обслуживание гидравлического усилителя более дорогое и затратное по сравнению с электрическим.

Если сломается гидравлика, то продолжать движение своим ходом будет невозможно, а при поломке электроусилителя нужно будет лишь приложить побольше сил, вращая рулевое колесо. Второй вариант и более надежный, т.к. в нем отсутствуют сальники, шланги, прокладки и жидкости. С точки зрения потребления топлива электроусилитель также выигрывает. Гидравлический усилитель работает постоянно, а значит, топливный расход увеличивается, а электрический начинает работать только при повороте руля, значительно экономя топливо.

Но электроусилители удобны не для всех водителей, некоторые считают, что они не достаточно информативны и могут внезапно отключиться. Однако такой небольшой недостаток с лихвой перекрывают его многочисленные достоинства. Электроусилители отличаются большей эффективностью, экономичностью и простотой и им, без сомнения, принадлежит будущее.

Читайте также