Тюнинг

Тюнингуем КПП

17 февраля 2014

Тюнинг двигателя является сегодня одним из наиболее популярных вмешательств в техническую начинку автомобиля.

Многие автовладельцы обращаются в специализированные компании по настройке и доработке автомобильных моторов с целью повышения динамических показателей своего автомобиля, увеличения его мощности и крутящего момента.

Но, помимо силового агрегата, часто сравниваемого с сердцем машины, любой автомобиль располагает не менее важными рабочими узлами и агрегатами. Так, например, коробка передач любого автомобиля представляет собой важнейший узел, призванный реализовать максимум динамических характеристик силового агрегата. Растущая мощность мотора, в первую очередь сказывается на трансмиссии, которая может и не справиться с дополнительными нагрузками.

Специалисты предусмотрели в качестве основополагающего показателя такой параметр, как проходной момент. Если его величина будет равна или больше крутящего момента двигателя, проблем с коробкой передач не возникнет. Незначительное превышение крутящего момента над проходным будет дополнительным фактором, сокращающим срок службы КПП. Но, если показатель проходного момента будет ниже крутящего момента в полтора и более раз, коробку передач необходимо заменить или переделывать.

Особенности и возможные проблемы в работе коробки передач

Непосредственно сама коробка передач выполняет в автомобильной трансмиссии главную роль. Именно поэтому очень часто понятия трансмиссии и коробки передач отождествляют, хотя это и не совсем корректно. Благодаря оптимально подобранным передаточным числам в коробке передач даже с мотором небольшой мощности машина может обладать хорошей динамикой ускорения и достойным показателем максимальной скорости движения. Так, автомобили, используемые в автоспорте, отличаются от серийных машин, в первую очередь, коробками передач, а только потом моторами, подвеской и кузовами.

Для идеальной разгонной динамики коробка передач автомобиля должна обеспечивать двигателю максимальную длительность работы в «правой» части шкалы тахометра. В целом, этого не сложно добиться: передаточные числа любой из передач должны находиться близко, относительно друг друга. В этом случае, при переключениях «вверх», обороты мотора упадут незначительно, двигатель будет продолжать работу «в моменте» и сможет резво ускорит автомобиль. Близко расположенные ступени трансмиссии будут полезны и для переключения «вниз». Тогда, даже на большой скорости, при необходимости можно переключиться на пониженную передачу, что сделает разгон ещё более интенсивным без особого риска для двигателя и коробки.

И хотя разработчики серийных машин прекрасно знают эти особенности, нередко в рядах передаточных чисел коробок передач бывают ощутимые провалы между соседними передачами. Например, известный многим отечественным автомобилистам, дефект коробок передач отечественных Лад девятой и десятой моделей — износ синхронизатора второй передачи возникает по причине большой разницы передаточных числе 1-й и 2-ой ступеней.

Другой проблемой можно назвать необходимость хорошенько «выкрутить» мотор, чтобы сохранить тягу перехода на вторую скорость. Этот процесс на отечественных машинах, как правило, сопровождается изрядным рёвом двигателя. Подобные проблемы встречаются и на некоторых бюджетных иномарках, конструкторы которых, вынуждены совмещать возможности относительно быстрого разгона, должного показателя максимальной скорости и уверенного трогания с места при невысокой стоимости автомобиля.

Основные моменты тюнинга

Перечисленные обстоятельства вынуждают владельцев недорогих автомобилей, а также любителей автомобильной техники прибегнуть к тюнингу коробки передач своего автомобиля. Тюнингование коробки передач представляет собой довольно трудозатратный и совсем не дешевый процесс. Даже с учётом того, что сам корпус коробки останется прежним, потребуется изготовление оригинальных валов и шестерён. Стоит отметить, что, где-нибудь в США или Японии о человеке, решившем изменить передаточные числа своегоFord или Toyota, подумали бы, как о сумасшедшем. Но в России опыт переделок автомобильных коробок передач накоплен весьма немалый.

Сегодня на рынке и в частности, на просторах глобальной сети можно найти немало предложений по главных пар и разных рядов. В основном, предлагаются тюнинг-комплекты для переднеприводных машин из Тольятти.

Несмотря на некоторые различия, тюнингованные ряды построены по единому принципу. Здесь существенно более длинные низшие передачи, а высшие передачи, напротив – короче и расположены ближе друг к другу. Такой вариант передаточных чисел делает процесс трогания значительно более сложным, но потом автомобиль просто преображается. «Выкрутив» мотор на первой и второй передачах до отсечки, автомобиль легко разогнать до такой скорости, когда уместны будут высшие четвертая и пятая, а, порой и шестая передачи.

Кроме того, меняется и ощущение при езде на тюнингованном автомобиле на высоких скоростях. Так, даже, когда обороты мотора достаточно высоки на пятой передаче, тюнингованная коробка позволяет без проблем переключиться на пару передач ниже, сделав разгон более интенсивным.

Возможные проблемы и дополнительные требования

Однако, решив установить в коробку иную «начинку», стоит помнить, что далеко не каждый ряд может «ужиться» со стандартной главной передачей. Правда, здесь также разработано немало вариантов: в картер серийного двигателя устанавливают тюнингованные «пары» с показателем передаточных чисел 4.33, 4.5, 4.7 или 5.0. Кроме того, можно использовать укороченную «кулису», изменяющую характеристики передаточного отношения привода переключения. Затраты на подобную переделку потребуются небольшие, зато орудовать рычагом коробки передач будет значительно удобнее.

Существуют более экстремальные варианты тюнингования трансмиссии, нежели замена ряда в коробке передач. Располагая достаточными денежными средствами, можно обратиться в тюнинг-ателье, специалисты которого, смогут собрать кулачковую шестиступенчатую коробку передач, аналогичную тем, что устанавливаются во многие раллийные автомобили. Располагая такой коробкой, переключать передачи можно, не выжимая педаль сцепления, что в значительной степени сократит время разгона машины. Правда, чтобы уметь пользоваться подобным агрегатом, понадобятся не только деньги, но и определённое мастерство. Кроме того, кулачковая коробка издаёт весьма громкий шум и вибрацию. Впрочем, существуют коробки кулачкового типа, которые не требуют от водителя навыков гоночной езды. Они обеспечивают больший комфорт передвижения, но не предусмотрены к монтажу на отечественные автомобили.

Решившись на тюнинг трансмиссии, стоит очень внимательно отнестись к замене сцепления. Узел сцепления не просто передаёт мощность от двигателя к трансмиссии, он также выполняет роль своеобразного демпфера, уменьшающего рывки во время переключения, резком разгоне или торможении двигателем. Слабая корзина сцепления повлечёт его пробуксовку, а чрезмерно мощная не сможет сглаживать рывки, обеспечив повышенные ударные нагрузки в трансмиссии. Кроме того, агрессивная манера езды требует замену обычных дисков сцепления на образцы из металлокерамики.

Читайте также