Это полезно знать

Что означают жесты регулировщика

6 февраля 2017

Жесты регулировщика знает крайне небольшой процент водителей. Связано это с тем, что, во-первых, необходимость в «языке жестов» возникает достаточно редко в наш технологичный век.

Во-вторых, ученики автошкол не придают особого значения этому курсу лекций, даже не пытаясь запомнить самые необходимые команды. На экзамене по жестам вопросов практически нет, значит, и забивать голову не надо. Но пусть регулировщик и является анахронизмом, никто не застрахован от внезапной сложной обстановки на дороге, когда без него не обойтись. Чтобы не быть виновником транспортного коллапса, водителю необходимо ориентироваться в наиболее важных жестах сотрудника ГИБДД.

Руки вверх

Первый, наиболее простой, базовый сигнал, запрещающий движение. Может дополнительно сопровождаться звуком свистка, привлекающим внимание автомобилистов. Хотя жест считается весьма радикальным, используемым в случае острой необходимости остановить движение, он не касается уже начавших езду автомобилей. Если водитель не может совершить экстренное торможение или уже проехал часть перекрестка, ему дозволено продолжить движение в заданном направлении. Фактически этот жест эквивалентен желтому свету светофора.

Итак, алгоритм первого жеста таков: свисток - поднятая рука – остановка.

По стойке смирно

Если у регулировщика руки опущены по швам или же вытянуты в стороны, здесь важно местонахождение автомобиля. Стоит запомнить важное правило – с груди и спины регулировщика, подающего сигнал, ехать запрещено. Это словно бы закрытый шлагбаум, через который нельзя проехать. Движение предусмотрено прямо и направо – для автомобилистов, только прямо – для трамваев, а пешеходы при такой позе регулировщика имеют право переходить дорогу.

Может поставить в тупик тот факт, что один и тот же сигнал демонстрируется разными жестами – опущенными или разведенными руками. Объяснение этому элементарное – практичность. Если сложная ситуация возникла на узком перекрестке с плотным движением, при большом количестве габаритных фур, регулировщику технически невозможно будет контролировать поток широкими жестами. Именно для таких мест предусмотрели возможность подавать сигналы опущенными руками.

Правая рука — вперед

Выброшенная вперед правая рука, напоминающая традиционное нацистское приветствие, расшифровывается по-разному, в зависимости от положения тела регулировщика:

  • если он расположен лицом к водителю, тот может двигаться направо. То же касается и трамваев. А вот пешеходы должны оставаться на месте;
  • при таком жесте запрещено движение со спины регулировщика и с его правой стороны. Только пешеходам допускается переходить дорогу из-за спины сотрудника ГИБДД;
  • нахождение автомобилиста с левого бока регулировщика дает ему право ехать в любом направлении. Трамваи в этом случае могут двигаться исключительно налево.

Иные жесты

Правила дорожного движения позволяют регулировщику применять и другие сигналы для разрешения дорожной ситуации. Сюда относятся знаки жезлом, звуковые команды свистком или громкоговорителем, но выполненные таким образом, чтобы быть максимально понятными автомобилистам. Сотрудники ГИБДД активно пользуются этой поблажкой, например, на пешеходных переходах перед школой с целью упорядочить передвижения детей. Общеизвестен жест с активным кручением полицейского жезла перед грудью регулировщика. Таким образом он подгоняет автомобилистов скорее проехать свой отрезок пути.

Такая мера оправдана тем, что не знающие сигналов водители могут не понять жест или неправильно его интерпретировать, создав тем самым аварийное положение на дороге.

Как запомнить стандартные жесты

Не обязательно разучивать все возможные варианты жестов регулировщика, достаточно разобраться в их смысловом выражении и разработать собственную методику запоминания.

Автомобилисту важны два принципиальных момента:

  1. Откуда должен выезжать автомобиль, находящийся на перекрестке.
  2. В каком направлении ему разрешено следовать.

Здесь придется включить воображение и логику. Перекресток имеет четыре направления, но руки у человека всего две. Соответственно, регулировщик может разрешить для проезда не более двух направлений. Для ответа на первый вопрос – откуда допустимо выезжать автомобилю, следует мысленно поднять руки регулировщика. В вытянутом состоянии они укажут, с какого направления можно двигаться на перекрестке.

Осталось решить следующую задачу – куда, в какую сторону следует ехать. И снова поможет положение тела корпуса и «дорисованная» линия рук, словно бы, говорящая, что пересекать его не надо. Поэтому автомобили, двигающиеся со стороны разведенных рук, могут направляться или прямо, или направо.

Эпилог

Необычность нахождения регулировщика на дороге может вызвать недоумение у некоторых водителей – на что им ориентироваться? На привычные знаки дорожного движения или на те сигналы, которые им показывает сотрудник ГИБДД?

Ни правила дорожного движения, ни дорожную разметку, ни привычные обозначения регулировщик отменить не имеет право. Крайне редко возможны случаи, когда его действия будут вступать в конфронтацию с дорожными знаками. Например, светофор может гореть зеленым светом, а регулировщик подавать сигнал «стоп». В такой ситуации первостепеннее присутствие сотрудника ГИБДД, которое означает поломку устройства и управление движением ручным способом.


Читайте также