Как стать автомобилистом?

Мы продолжаем начатое в прошлом номере журнала рассмотрение вопросов, связанных с получением водительского удостоверения, обучением вождению, сдачей экзаменов в ГИБДД и всем тем, что так или иначе важно для человека, собирающегося впервые сесть за руль автомобиля.
Вторым серьезным шагом (после покупки автомобиля, о которой речь шла ранее) для вас будет выбор учителей. Один преподаватель нужен для сдачи теории — Правил дорожного движения (ПДД), вторым является инструктор по вождению. Следует понять: то, как — в автошколе или самостоятельно — вы будете заниматься, для получения прав не имеет большого значения. Можно сдавать экзамены организованно, пройдя все положенные занятия и процедуры в автошколе, а можно сделать это напрямую в ГИБДД. Но даже если вы пойдете в школу, помните: выбирать надо не организацию, а ЧЕЛОВЕКА. Дело в том, что кроме двух упомянутых учителей больше никто не нужен. А если вам удастся самостоятельно выучить ПДД (что вполне реально), то задача сузится до поиска одного инструктора по вождению.

В принципе, человек с пытливым умом вполне способен освоить ПДД без посторонней помощи. Достаточно приобрести действующие экзаменационные билеты, комментарии к ним двух-трех различных авторов, пару учебников по вождению (также различных авторов) и сами правила. Ситуации, рассматриваемые в билетах, практически полностью описаны в ПДД, а возникающие вопросы удовлетворит перекрестное чтение всех указанных книг.

Если вы не умеете учиться по книгам, ищите себе преподавателя. На уроки в автошколе лучше не рассчитывать: на них к теоретическим занятиям обычно подходят формально. А вот грамотного учителя довольно легко найти как раз в автошколе, но только если правильно искать. Нередки случаи, когда такие организации зазывают народ именем какого-то известного авторитета, писателя, корифея, а потом на занятия приходит преподаватель, не способный связать двух слов. Поэтому, разыскивая хорошего преподавателя, о котором узнали от знакомых или как-то еще, проявите настойчивость и убедитесь, что в вашей группе занятия будет вести именно он.

В роли учителя может оказаться и не штатный преподаватель автошколы. Эту функцию неплохо выполняют люди, обладающие педагогическим талантом и богатым водительским опытом. Достаточно попросить их пройтись вместе с вами по всем пунктам ПДД и экзаменационным билетам, объяснить их смысл и обоснование. Но не пытайтесь заучивать ответы на вопросы билетов наизусть: есть вероятность провалиться. Когда я сдавал экзамены в ГИБДД, у многих учеников из нашей группы текст вопросов оказался измененным. На требование прокомментировать данное недоразумение наши преподаватели ничего внятного сказать не смогли, и это несмотря на то, что руководителем автошколы являлся один из авторов экзаменационных билетов.

Выбор инструктора по вождению обязательно должен ограничиваться кругом профессионалов, работающих на специально оборудованных для этой цели автомобилях. Никакой приятель на обычном авто не сможет преподать вам те уроки в реальной обстановке, которые позволяют делать инструктору продублированные педали. Боясь ДТП, любитель вряд ли разрешит вам попробовать попасть в сложную дорожную ситуацию за рулем своей машины, а без этого научиться водить невозможно.

А на вашем собственном автомобиле овладевать навыками вождения опасно и неэффективно: из-за боязни совершить серьезную ошибку вы будете слишком зажаты.

К тому же случайные помощники, предоставляющие вам свои автомобили, обычно оказываются не способны научить вас очень важному элементу — умению маневрировать на малой скорости. Существуют две причины: либо люди сами уже не понимают, как это делается, так как давно выполняют подобные операции подсознательно, либо им жалко дисков сцепления своего автомобиля, которые во время подобных занятий быстро изнашиваются. Если профессиональные инструкторы на своих автомобилях меняют диски сцепления в среднем раз в три месяца, относясь к этому как к неизбежным издержкам своей работы, то обычный человек старается беречь свою машину и очень болезненно относится к вашим попыткам елозить на ней часами в режиме полусцепления, не говоря уже о том, что большинство из них вообще не знают такого понятия.

Поиск инструктора не обязательно вести через автошколы. Большинство данных специалистов работают не только в них, но и самостоятельно. Если никто из знакомых не может порекомендовать вам хорошего преподавателя, попытайтесь подойти к любому из тех, кто отрабатывает с учениками различные фигуры на специальной площадке, и завести с ним интересующий вас разговор. Автомобили инструкторов оборудованы соответствующим маячком. Узнать о местонахождении площадок можно непосредственно в автошколах. Для этого требуется позвонить или зайти в нее, демонстративно выказать желание обучаться и уточнить, где проходят занятия по вождению.

Сразу настройтесь на то, что при поиске инструктора придется сменить несколько вариантов. Обычно хороший учитель виден уже на первом занятии. Он обладает несколькими очень важными качествами.
  1. Умение объяснять . Плохой инструктор действует по принципу «делай как я»: если не получается — ты дурак и это твои личные проблемы. Такое поведение не всегда объясняется плохим характером. Просто не всем дана способность раскладывать сложное действие на отдельные простые операции и обучать поэтапно. Многим одаренным людям наука вождения дается сама собой, и они даже не задумываются над своими движениями. Из них получаются хорошие исполнители, но плохие педагоги.
  2. Умение проводить работу над ошибками . Неудачи ученика и их причины инструктор должен хорошо понимать и немедленно указывать пути преодоления ошибок.
  3. Спокойствие в предоставлении ученику возможности совершить ошибку . Плохой инструктор бьет по своим педалям уже тогда, когда видит, что ученик намерен сделать что-либо неверно. Причем он совершает это, даже когда нет никакой угрозы ДТП. Хороший преподаватель в спокойной обстановке дожидается завершения ошибки и потом начинает ее анализировать.
  4. Крепкая нервная система . Когда в сложной дорожной ситуации волнуются и ученик (что естественно), и инструктор (что ненормально), то толку от занятия не будет. Инструктор своим поведением должен успокаивать ученика в экстремальной обстановке и вселять в него уверенность.
  5. Психологический интеллект и такт . После каждого занятия хороший инструктор умеет показать, в чем прогресс ученика, и старается поддержать его морально. Плохой инструктор только некорректно критикует, формируя у ученика комплекс неполноценности.
Уже после того как вы получите права и сядете за руль своей машины, на первых же километрах могут возникнуть серьезные трудности. Смена автомобиля в сочетании с отсутствием страхующего инструктора повергает в ужас многих новичков. Поэтому попросите учителя пару часов поездить с вами в качестве пассажира. Такой переходный этап смягчит для вас стресс самостоятельной езды.

Хотелось бы особо рассмотреть одну ситуацию. Попадать в нее я вам не советую. Если в автошколе, которую вы посещаете, не столько учат, сколько мошенничают, вы вполне можете столкнуться со следующей уловкой. Сначала «профессионалы» будут обещать научить вас вождению за стандартные 10 занятий (15–20 часов) — если, конечно, вы хоть на что-то способны. Но для нормального человека за такое время это нереально — в зависимости от возраста и способностей в среднем требуется 20–50 занятий (если бы в автошколе об этом сообщали честно, то часть безответственных клиентов уходила бы к конкурентам, у которых стоимость обучения меньше).
Поэтому в некоторых автошколах придерживаются двух различных тактик. Первая из них заключается в том, что инструктор сначала незаметно (нажимая на свои педали) помогает вам выполнять упражнения и создает у вас иллюзию успешного прохождения обучения. А затем после оплаченных обязательных занятий вы пытаетесь сдать экзамен в ГИБДД и проваливаетесь.

В автошколе объясняют, что неудача вызвана чрезмерным волнением, для преодоления которого вы нуждаетесь в дополнительных занятиях. Расценки на них обычно значительно выше, чем на обязательные. Или же вам предлагают дать взятку инспектору ГИБДД, иначе говоря, купить права. Вторая тактика намного проще. Во время занятий инструктор не жульничает, но сразу начинает формировать у вас комплекс неполноценности. Дескать, вы туповаты и необучаемы, поэтому и не смогли за время обязательных занятий научиться водить. В результате вам опять-таки необходимо либо дополнительно заниматься, либо покупать права.
Если вы решитесь преодолеть проблему с помощью взятки, то это может быть расценено как мошенничество: купили учебную услугу, которую вам не отработали. Ведь подобным образом водительское удостоверение можно приобрести и не связываясь с автошколой.
Если же вы проявите настойчивость и все-таки завершите обучение, то наверняка в итоге у вас наберутся те же 30 занятий, что и при нормальном процессе без всяких хитростей. Но тогда зачем испытывать дополнительные негативные переживаниям, ощущать свою неполноценность из-за необоснованной критики инструктора или преждевременной экзаменовки?

Проще не рисковать душевным равновесием, подвергаясь манипуляциям недобросовестных сотрудников автошкол, а сразу выходить на контакт с конкретным инструктором, которому все равно, сколько времени вы у него будете заниматься, ведь после каждого урока он получает от вас деньги в оговоренном заранее размере. И не следует формировать у себя ожидания, что вы овладеете искусством управления автомобилем за пять-шесть часов. Не тешьте себя иллюзиями. Ну а если именно вы окажетесь тем единственным из миллиона человеком, которому удастся научиться водить так быстро, то пусть это будет для вас приятным сюрпризом. Но все-таки лучше быть психологически готовым к возможным трудностям.

Сергей Гладышев
Обучение & Карьера

Читайте также