Уход и обслуживание

Как помыть радиатор автомобиля

17 сентября 2018

Своевременный уход за автомобилем продлевает его жизнь. Но, к сожалению, многие владельцы зачастую помнят о необходимости регулярной замены масла и прокладок, но при этом забывают об обслуживании радиатора. Давайте разберёмся, как правильно следить за состоянием этого узла.

Принципы работы системы охлаждения

Начинающие автолюбители редко вспоминают о необходимости ухода за радиатором, поскольку внешне его неисправность никак не проявляется вплоть до того момента, когда температурный режим двигателя начинает стремительно двигаться к состоянию «спасите, закипаем!».

Радиатор выполняет очень ответственную функцию в общей системе охлаждения автомобильного мотора. Данная система содержит специальный состав, который при работе мотора постоянно циркулирует, обегая узлы мотора и радиаторную пластинчатую решётку. Внутри радиатора находятся полые горизонтальные пластинчатые трубки, по которым движется охлаждающий состав.

Движение жидкости обеспечивается работой водяной помпы, которая получает крутящий момент от коленвала двигателя. Иными словами, как только мотор заведён, начинается циркуляция антифриза в охладительной системе.

Отбирая у двигателя излишки тепловой энергии, антифриз поступает в радиатор, расположенный в том месте, где проходят мощные потоки воздуха. Полые пластины с жидкостью обдуваются воздушным потоком, за счёт этого антифриз остывает и снова движется к мотору. Так происходит работа системы охлаждения.

Чем больше обороты двигателя, тем больше тепловой энергии он вырабатывает. Но при этом и коленвал вращается быстрее, а значит, быстрее циркулирует антифриз в системе охлаждения. Это позволяет предотвратить излишний нагрев мотора.

Причины возникновения проблем

В составе антифриза присутствует вода, которая при прохождении блока цилиндров и радиатора в той или иной мере вступает в химическую реакцию с металлическими сплавами, из которых сделаны узлы. Результатом реакции является появление окислов и слей, которые со временем откладываются внутри системы.

Если вовремя не избавляться от этих нежелательных отложений, со временем радиаторная система окажется забитой и уже не сможет с требуемой интенсивностью охлаждать в системе жидкость. Это в обязательном порядке повлечёт за собой более серьёзные проблемы работы двигателя, вплоть до полного выхода мотора из строя.

Чтобы предотвратить возможные поломки, необходимо:

  • каждые два-три года менять антифриз, чтобы образовывающиеся в нём соли не забивали систему охлаждения;
  • совмещать замену антифриза с промывкой радиатора, что позволит избавиться от отложений, приставшим изнутри к полым пластинам устройства.

Порядок действий при замене антифриза и промывке радиатора

С заменой антифриза и промыванием радиатора вполне можно справиться самостоятельно, не тратя время и средства на обращение в СТО. Для работы автолюбителю потребуется:

  • дистиллированная вода (от четырёх до восьми литров, в зависимости от марки авто);
  • специальное средство для промывки радиаторов;
  • новый антифриз (от четырёх до восьми литров, в зависимости от марки авто);
  • мягкая синтетическая кисточка;
  • мыльный раствор;
  • любое приспособление для подачи воды под напором (например, садовый шланг).

Приступая к работе, необходимо убедиться, что двигатель не нагрет. Холодная вода в состоянии повредить нагретый агрегат. Более того, антифриз в радиаторе при горячем двигателе имеет высокое давление, и, снимая радиаторную крышку, можно обварить руки.

1. Очистка радиатора снаружи

При помощи мыльного раствора и кисточки необходимо смыть с радиаторной решётки наружную грязь. Делать это следует с осторожностью, поскольку радиаторная решётка отличается хрупкостью. Лучше выполнять движения по вектору креплений радиатора. Когда работа кисточкой завершена, остатки загрязнений следует смыть при помощи водяной струи из шланга.

2. Слив старого антифриза

Удаляя из системы отработавший антифриз, не следует забывать, что эта жидкость токсична. Сливать её следует в отдельную ёмкость (кастрюлю), чтобы не допустить попадания на землю. Перед тем, как слить антифриз, нужно поставить ёмкость для слива под вентиль.

Теперь пора проверить два шланга (верхний и нижний), зажимы и радиаторную крышку.

Крышка должна быть достаточно упругой, шланги – целыми, зажимы – без ржавчины. Если что-то не в порядке, перед заливкой нового антифриза испортившиеся детали следует заменить. Делается это только тогда, когда радиатор опустошён, промыт и высушен. После того, как старый антифриз слит из системы, его нужно перелить из кастрюли в контейнер, а кастрюлю вернуть под радиаторный вентиль.

3. Промывка

Первичная промывка радиатора осуществляется при помощи дистиллированной воды. Её заливают в систему и запускают двигатель на холостые обороты примерно на 10-15 минут. За это время вода хорошо промоет систему и устранит возможные воздушные пузырьки. После этого двигатель следует заглушить, дать ему остыть и слить воду в кастрюлю. Данную операцию следует выполнить минимум трижды, чтобы наверняка удалить остатки старого антифриза.

На следующем этапе в систему заливают специальное средство для промывки. Пропорция разведения состава указана на упаковке. Нарушать её нельзя, иначе есть риск испортить всю систему охлаждения. Состав восстанавливает внутренний просвет радиаторных трубок, удаляет шлаки, ржавчину и накипь.

Залив средство, необходимо закрыть крышку и дать системе поработать на холостых оборотах. После этого нужно проехать на машине на больших оборотах, чтобы мотор быстро дошёл до рабочей температуры в диапазоне от 95 до 110 градусов Цельсия.

После этого следует дождаться, пока двигатель остынет, и слить промывку, вновь хорошо прополоскав систему дистиллированной водой, чтобы остатки средства не остались внутри системы.

4. Заливка антифриза

Залив антифриз, необходимо исключить вероятность воздушных пробок в системе. Для этого после заливки двигатель заводят при открытой радиаторной крышке и дают ему поработать четверть часа на холостых оборотах с включённым на максимальную мощность обогревателем. Уровень жидкости в системе охлаждения при этом понизится и потребуется долить антифриз. После этого крышку радиатора следует завинтить и протереть. Осталось отправить контейнеры с отработанными жидкостями на перерабатывающую свалку, и работа завершена.

В случае, если работы по промывке радиатора кажутся вам слишком сложными, или вы не уверены, что сможете правильно утилизировать отработанные жидкости, лучше обратиться к услугам СТО.

Читайте также