Устройство автомобиля

Как работает система старт-стоп

22 октября 2018

В связи с постепенным снижением количества нефтяных ископаемых на нашей планете, что автоматически приводит к увеличению стоимости последних, вопрос снижения потребления нефтепродуктов выглядит весьма актуальным.

Некоторые автомобильные концерны уже перешли на производство техники с электрическими моторами, но все же машин с двигателями внутреннего сгорания остается очень и очень много. Как же увеличить экономичность моторов, уменьшив тем самым расход топлива? Для этого была изобретена система старт-стоп.

Для чего нужна система старт-стоп?

Небезызвестно, что мировые конструкторские бренды стремятся во что бы то ни стало уменьшить потери нефтепродуктов. Двигателя балансируются, системы работают без заминок, используется высокотехнологичное топливо. Но добиться существенной экономии это не помогает, поскольку все равно в городских условиях движения топлива расходуется значительно больше.

Число городских жителей растет, что безосновательно приводит к многочасовому стоянию в пробках и перед красными сигналами светофора. А это увеличивает потери топлива почти на треть. Да, работа мотора на холостом ходу основательно транжирит нефтепродукты. И снизить эти потери была призвана система старт-стоп.

Главная задача системы – кратковременно отключать двигатель в периоды простоев на холостом ходу с целью снижения потребления топлива. К тому же существенно снижается выброс отработок горения нефтепродуктов. Ведь если мотор не работает, то и выбрасывать в атмосферу нечего. Что положительно сказывается на экологичности.

Отличие в работе старт-стоп

Система самостоятельно отключает мотор автомобиля при выполнении некоторых условий:

  • Скорость передвижения упала до 3 км/ч.
  • Рычаг трансмиссии переведен в нейтральное положение.
  • Педаль сцепления выжата до упора.
  • Мотор работает в холостом режиме.
  • Рулевое колесо статично.

Следовательно, при развороте на месте при движении с большей скоростью на первой передаче система не включится. А чтобы снова запустить мотор, потребуется всего лишь отпустить тормозную педаль (автоматическая трансмиссия) либо снова до упора выжать сцепление (механическая трансмиссия).

В целях безопасности система отключает мотор при открытом капоте (и даже выжим педалей ни к чему не приведет) и если ремень безопасности будет отстёгнут.

Впрочем, если заряд батареи аккумулятора снизился, климат-контроль машины запускается компрессором и в усилителе тормоза образовался недопустимый уровень вакуума, старт-стоп не запустится.

Из чего состоит старт-стоп

Работа старт-стоп основана на функционировании двух систем. Одна из них управляет запуском двигателя, другая, следовательно, следит за его глушением. Безусловно, стандартная конструкция автомобиля не позволила бы долго наслаждаться работой старт-стоп.

Поэтому для ее работы добавляется усиленный стартер, долговечность которого намного выше, чем у обычного стартера, а впрыск топлива осуществляется непосредственно в цилиндры мотора, где и наблюдается воспламенение нефтепродукта. Экономия бензина при этом составляет порядка 9%.

Усиленный стартер, а также вспомогательные элементы старт-стоп контролируются автономной системой управления, работа которой осуществляется непосредственно от аккумуляторной батареи. Элементы управления включают в себя датчики, приборы исполнения и сам блок управления. Именно датчики посылают сигналы в блок управления, требуя остановить либо запустить двигатель. Чтобы контролировать и иметь возможность отключить блок управления, ЭБУ мотора прошивается, а на приборную панель вводится дополнительная кнопка отключения.

Отключение актуально при низком заряде АКБ. Ведь после отключения мотора системой старт-стоп, например, на светофоре электрооборудование и остальные элементы авто начинают работать от аккумулятора. А это заставляется задуматься над совершенствованием старт-стоп при помощи реверсирного генератора.

Старт-стоп с реверсом

Реверсивный генератор — универсальное оборудование, которое может работать в качестве генератора, а также как стартер. Устройство имеет ремень привода и натяжитель обратной тяги, что позволяет ему работать в переменных направлениях (на пуск мотора и на заряд АКБ). Подобная система позволяет сэкономить до 10% топлива, к тому же наблюдается более быстрый старт мотора. А также при торможении оборудование выполнят функции генератора, что позволяет заряжать аккумуляторную батарею.

Проблема быстрой посадки АКБ решена, но можно ли еще больше уменьшить вредные выбросы в атмосферу?

Гидравлическая система CleanStart

Рейсовые автобусы, вынужденные часто совершать пуски/остановки двигателя, основательно загрязняют окружающую среду вредными выбросами. Для их уменьшения была создана альтернативная система CleanStart. Особенности этой системы старт-стоп заключены в наличии мотора-стартера с гидравлическим приводом, который устанавливается сразу на коленвал двигателя. Помимо гидромотора, система дополняется насосом, бачком, гидроаккумулятором и специальным клапаном, который управляет движением жидкостей во всей системе.

CleanStart позволяет добиться практически бесшумной работы автомобильного мотора, снизить потери топлива и уменьшить выбросы вредных газов в атмосферу. Гидросистема старт-стоп обладает высокой долговечностью (более 3 млн. пусков/остановок), а наличие дополнительного гидравлического аккумулятора позволяет снизить потери мощности АКБ и уменьшить потери времени на ее заряд.

К недостатку CleanStart можно отнести ее громоздкость — удельный вес всех ее компонентов составляет около 50 кг. Конечно, при ее использовании на автобусе или грузовом транспорте лишние килограммы никак не повлияют, а вот для легковых автомобилей придется обдумывать ее целесообразность.

Минусы системы старт-стоп

Да, если ездить по городу, стоя лишь перед светофорами, можно достичь экономии в 7-8 процентов. Но при длительном стоянии в пробках потребление топлива снизится всего на 4%, поскольку при частых пусках/остановках будет садится АКБ и потребуется дополнительный расход топлива на ее заряд. К тому же система не покажет всей своей эффективности при заявленном низком расходе топлива и при частом движении за городом, где количество пусков/остановок сведено к минимуму.

Стоит ли рядовому водителю устанавливать систему старт-стоп на свой автомобиль, если она не была заявлена при изготовлении? Стоимость установки такой системы составляет 300-350 долларов у разных сервисов. А за год при пробеге 20 тыс. километров удастся сэкономить всего 90 долларов. Следовательно, система сможет окупиться только за 3-4 года. Если подобная математика вас не смущает, смело устанавливайте систему старт-стоп и наслаждайтесь интеллектуальной работой своего автомобиля.

Читайте также