Устройство автомобиля

Классификация современных моторных масел

7 июля 2020

Двигатели внутреннего сгорания, выпускаемые сегодня – это сложнейший механизм, который не всегда предполагает возможность капитального ремонта. Принимая это во внимание, к выбору моторного масла следует подходить с особой тщательностью.

Как правило, владелец информирован о том, какие масла можно использовать для его автомобиля, тем не менее, знание принципов их классификации позволяет выбрать оптимальную разновидность.

Существует несколько международных систем классификации по ряду технологических параметров. Наиболее распространены американские и европейские стандарты, на основе которых маслу присваивается определённый индекс.

SAE J 300

Этот международный стандарт основан на определении вязкостных характеристик моторного масла в условиях различных температур. Основываясь на установленной методике, формируется индекс следующего формата – «10W-40». Первое число перед буквой W – это величина низкотемпературной вязкости, то есть наиболее низкая расчётная температура, при которой возможен пуск непрогретого мотора.

Для того, чтобы получить данное значение в градусах Цельсия, нужно от первого числа отнять 40. Иными словами, масло с обозначением 10W рассчитано на пуск при температуре -30℃, то есть, при температуре не ниже этой величины вязкость моторного масла будет такова, что масляный насос будет способен его прокачать, не допустив сухого трения элементов.

Второе число, после «-» – это индикатор высокотемпературной вязкости. Эта величина являет собой более сложную характеристику, основанную на значениях минимальной и максимальной вязкости смазочного материала в интервале температур 100-150℃.

Существует ряд заблуждений, связанных с тем, что применение масла с большей вязкостью позволит снизить интенсивность износа. Это в корне неверно, поскольку масла для жарких регионов или спортивных режимов работы приводят к повышению нагрузки и снижению мощности у «гражданских» двигателей. Но для сильно изношенных агрегатов, рабочие зазоры деталей которых уже выходят из рекомендованных допусков, более вязкое масло может несколько оптимизировать процесс смазки и образования масляной плёнки.

API (American Petroleum Institute)

Данный стандарт распространяется на масла и для бензиновых моторов, и для дизельных. В первом случае маркировка начинается с буквы S, во втором – с буквы C.

Дальнейшее обозначение представляет собой одну из букв латинского алфавита. Чем дальше от начала алфавита буква, тем выше степень очистки моторного масла. Именно поэтому данную классификацию принято считать показателем качества.

Стоит отметить, что на упаковке моторного масла нередко встречаются и комбинированные обозначения – например, SJ/CF. То есть, масло допустимо применять и в бензиновых, и в дизельных силовых установках. Однако первым всегда указывается приоритетный класс. В этом случае масло предназначено для бензиновых моторов, но одновременно с этим допускается применение и в дизельных.

Для американских автомобилей класс масла по системе API определяется годом выпуска. Так, класс API SM датируется 2004 годом и предназначен для турбированных многоклапанных моторов, а класс SL распространяется на масла для моторов, выпущенных после 2000 года. И если для европейских моделей такая классификация вполне применима с учётом ряда факторов, то для отечественного автопрома она носит весьма условный характер.

ACEA

Эту классификацию принято считать европейским аналогом API. Согласно данной системе, маслу присваивается индекс, имеющий следующий формат – «A5/B5». При этом A – это показатель для бензиновых моторов, а B – для дизельных. Следующие после буквенных обозначений цифры определяют уровень зольности. Так, 1 и 5 характеризуют малозольные масла, а 2,3,4 – полнозольные. Под зольностью принято понимать удельное содержание соединений серы в смазочном материале. Чем ниже эта величина, тем чище моторное масло и тем меньшее количество отходов будет образовано после его сгорания.

В классификации ACEA существует и буквенное обозначение «С» – для высокоэкологичных моторов, оснащённых дополнительным системами и оборудованием (катализаторы, сажевые фильтры). Стоит отметить, что к этим маслам предъявляются ещё и требования топливной экономичности.

Что касается класса «E», то он предназначен для масел, разрабатываемых для интенсивно работающих в условиях повышенных нагрузок дизельных двигателей, например – специализированной техники.

ILSAC

Такая система классификации менее распространена, чем рассмотренные ранее, поскольку распространяется на маловязкие моторные масла. Такие жидкости имеют ограниченную сферу применения и предназначены для автомобилей с расширенными требованиями к экономичности. В большинстве случаев, масла этого стандарта соответствуют или близки по технико-эксплуатационным и физико-техническим показателям классу SAE xW-20 или xW-30.

Помимо низкой вязкости и повышению топливной экономичности, масла из данной классификации характеризуются:

  • хорошей фильтруемостью даже в условиях низких температур;
  • устойчивостью к вспениванию (барботажу);
  • пониженным содержанием фосфора (что положительно сказывается на долговечности систем снижения токсичности выхлопных газов);
  • высоким показателем стабильности к сдвигу.

Global DLDd

Ввиду того, что существует ряд принципиальных отличий между европейскими, азиатскими и американскими системами классификации масел, был введён международный стандарт DLDd. В его создании принимали участие ассоциации производителей из Европы, США и Японии. В рамках этой системы существует три класса моторных масел:

  • DLD-1 – ориентирован на рынки, на которых допускается реализация топлива с повышенным количеством серы;
  • DLD-2 – предназначен для моторов с высокими показателями эксплуатационной и топливной эффективности;
  • DLD-3 – предполагает максимальные эксплуатационные показатели современных моторов.

ГОСТ 17479.1

Существует и российская классификация автомоторных масел, разработанная ещё в 1985 году и переизданная в 2015 г. в связи с изменившимися требованиями. Согласно данному документу, моторные масла по сфере использования делятся на 6 групп, обозначаемые русскими буквами от А до Е (от нефорсированных А, до высокофорсированных Е). По показателю вязкости, масла разделены на классы, имеющие цифровое обозначение: 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 – для летних; 3з, 4з, 5з, 6з, 8 – для зимних. Класс 8 относится к обеим группам, всесезонные моторные масла могут обозначаться через дробь.

Современные классификации охватывают всё разнообразие выпускаемых смазочных материалов, позволяя оценить их характеристики ещё на стадии выбора. Тем не менее, отдавать предпочтение нужно только тем маслам, которые рекомендованы производителем вне зависимости от того, какие из них кажутся автовладельцу наиболее предпочтительными.

Читайте также