Поиск по сайту

Слепые зоны: что это и как их контролировать

Слепые зоны: что это и как их контролировать

  • 9 минут на чтение

«Мёртвой» или «слепой» зоной принято называть пространство в непосредственной близости к автомобилю, которое не просматривается в зеркала заднего вида. В большинстве случаев, в «мёртвую зону» попадает транспортное средство, движущееся на уровне заднего ряда сидений, за центральной стойкой кузова.

Находясь в мёртвой зоне, автомобиль уже не виден в зеркала заднего вида, но и ещё не может быть замечен боковым зрением водителя. В результате этого создаётся крайне опасная ситуация, особенно при необходимости совершать перестроения.

Расположение и размеры «мёртвых зон»

Как правило, автовладелец при ежедневной эксплуатации своего транспортного средства со временем обнаруживает, где у него «мёртвая зона». Однако это не быстрый процесс, в ходе которого может неоднократно возникнуть аварийноопасная ситуация.

Для предотвращения нежелательных рисков можно предварительно, находясь на стоянке, попросить второго человека медленно обойти вокруг машины, наблюдая за тем, в какой момент он будет не виден в зеркала. Ещё один достаточно эффективный способ – наблюдение за машинами в соседних полосах, во время нахождения в пробке. Такие натурные испытания дают более объективную картину.

Ещё одна «мёртвая зона» – область в непосредственной близости от вашего багажника. Это особенно характерно для автомобилей с кузовом «универсал» и внедорожников. Заметить препятствие в этом случае можно, только если оно имеет достаточную высоту – выше, чем нижняя кромка вашего заднего стекла. Более того, в подобных транспортных средствах эффективность салонного зеркала заднего вида снижается до недопустимых величин. Это обусловлено не только конструктивными особенностями, но и наличием груз или полного салона пассажиров. В автомобилях с тремя рядами сидений салонное зеркало при полной посадке дорожную обстановку уже не отражает.

Следует помнить, что с увеличением скорости движения площадь «мёртвых зон» также увеличивается, поэтому к их контролю следует отнестись с удвоенным вниманием. Как показывает практика, наибольшую опасность представляет собой автомобиль, который длительное время движется с той же скоростью, что и ваш, но несколько позади. Таким образом, на протяжении достаточно продолжительного периода времени он находится в «мёртвой зоне», не отражаясь в зеркалах. Принимая во внимание данный факт, следует и самому контролировать этот момент, стремясь избегать попадание в эти зоны впереди идущей машины.

К современным автомобилям предъявляются достаточно жёсткие требования, касающиеся уровня пассивной безопасности. Это предопределяет необходимость делать стойки крыши массивнее, двери толще, а уровень остекления – выше. Суммарно такие меры негативно сказываются на обзорности, поэтому даже большие зеркала выверенной формы не могут обеспечить круговой обзор без «слепых» промежутков.

Принято считать, что «мёртвые зоны» расположены позади, но это не так. Ещё одной областью с ограниченным обзором является пространство за передними стойками, которые, как уже говорилось, становятся всё шире. Увеличению этой зоны способствует и совершенствование аэродинамики, заставляющее увеличивать наклон лобового стекла и стоек крыши по направлению к водителю. При движении по прямой негативный эффект от таких мер кажется незначительным, однако при поворотах и перестроениях, особенно в городской черте, водителя может подстерегать опасность.

Контроль «мёртвых зон»

Первоочередным действием, способствующим сокращению опасности, исходящей от «мёртвых зон», является правильная настройка всех зеркал автомобиля. Не стоит пренебрегать и регулярной их подстройкой, поскольку езда по неровностям и возникающие вибрации способствуют небольшому изменению положения зеркал.

Что касается пространства позади автомобиля, то в большинстве современных моделей штатно установлены камеры заднего вида, проецирующие изображение на экран мультимедийной системы. Если же заводом-изготовителем это устройство не предусмотрено, автомобилисту предоставляется широкий спектр универсальных камер. Их стоимость в наше время, совсем невелика, а установку можно выполнить и самостоятельно.

Опытные водители знают, что для повышения безопасности перед началом манёвра следует ориентироваться не только на отражения в зеркалах. Для этого нужно кратковременно перевести взгляд в сторону перестроения, чтобы изменить угол обзора. Если речь идёт о «мёртвых зонах» за передними стойками крыши, то действенным методом их контроля является отклонение спины вперёд от водительского кресла. Это позволяет переместить обозреваемое пространство, в процессе чего удаётся практически полностью рассмотреть потенциально опасные объекты.

Аналогичный метод контроля применяется и к «мёртвой зоне» справа и немного позади от кресла переднего пассажира. Она расположена практически перпендикулярно к направлению взгляда водителя, а приближенность к плоскости зеркал многократно усложняет её обзор.

С особым вниманием следует отнестись к моменту покупки зеркал, если штатные вышли из строя. Современный рынок запасных частей и аксессуаров предлагает широчайший спектр как самих зеркал, так и накладок на них. Они могут отличаться по размерам и форме, предоставляя возможность расширить границы обозреваемых зон. Но за разнообразием скрывается и обилие продукции сомнительного качества, которая не только не улучшает обзорность, но и создаёт дополнительные трудности, искажая расстояния до объектов.

Важно помнить, что даже самые эффективные зеркала заднего вида не дадут полной картины происходящего, ввиду чего перед началом манёвра нужно оповестить а нем всех участников движения, включив поворотники и избегая в дальнейшем резких перестроений.

Автомобили премиального сегмента имеют в своём оснащении системы помощи водителю, которые в автоматическом режиме контролируют «мёртвые зоны». Прогресс не стоит на месте, и подобная электроника становится доступнее, переходя в штатное оснащение машин среднего ценового диапазона.

Принято считать, что понятие «мёртвых» или «слепых» зон становится пережитком прошлого. В современных же условиях за ним скрывается нежелание или неспособность водителя добросовестно контролировать дорожную обстановку. Это верно лишь отчасти, поскольку мониторить все зоны одновременно практически невозможно. Наиболее наглядно это проявляется в городском потоке со множеством движущихся объектов, провоцирующих ситуацию, когда проверив одну зону, автомобилист теряет контроль за другой. Но знание того, где расположены «мёртвые зоны» и как их контролировать – обязательное требование к водителю любого уровня.

Несмотря на то, что проблема «мёртвых зон» решается не один десяток лет, опасность, исходящая от неё, продолжает сопровождать водителей и поныне. Тем не менее, современные системы безопасности и собственная внимательность позволяют свести риски практически до нуля. Нужно лишь не пренебрегать вышеперечисленными рекомендациями.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме