Уход и обслуживание

Как избавиться от скрипа дворников

1 сентября 2020

Дворники – важнейший элемент автомобиля, от работы которого зависит не только комфорт, но и безопасность движения во время выпадения атмосферных осадков. Но бывают ситуации, когда дворники исправно выполняют свою работу, сопровождая её при этом сильным скрипом.

Такую неисправность сложно назвать поломкой, однако следует незамедлительно принять меры по её устранению.

Причины скрипов и конструктивные особенности механизмов дворников

Самая распространённая причина скрипа – износ щёток. Основным их рабочим элементом является резиновая лента, призванная обеспечить плотное прилегание к поверхности стекла. Современные щётки изготавливаются таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку от прижимной пружины по все длине. А чтобы облегчить скольжение – снабжены специальным покрытием на резиновой ленте.

Со временем покрытие истирается, резина теряет свою эластичность и появляется неприятный скрип, усиливающийся с каждым днём. Кроме того, для бескаркасных дворников, особенно недорогих, свойственно терять первоначальную форму, из-за чего нагрузка распределяется неравномерно. Как правило, это сопровождается ухудшением качества удаления влаги и грязи со стекла, а также скрипом резины в месте наиболее плотного прилегания.

Если на автомобиле используются каркасные щётки дворников, то при возникновении скрипа нужно проверить сам каркас на жёсткость. При потере прочности каркаса может возникнуть контакт между стеклом и металлическими элементами, приводящий к скрипу. Если неисправность не устранить, на стекле появятся царапины.

Скрипы возможны и при использовании новых щёток, особенно если они хранились с нарушением требований или сделаны из низкокачественных материалов. Для изготовления щёток используют резину, которая не теряет своих эксплуатационных свойств даже при низких температурах. Контрафактный же продукт теряет эластичность даже в межсезонье, провоцируя посторонние звуки и снижая качество очистки стекла. Стоит помнить, что стеклоочистители не предназначены для работы по сухой поверхности, поэтому если во время дождя скрипов нет, то с дворниками всё в порядке.

К ещё одной причиной скрипа можно отнести использование специальных средств, наносимых на лобовое стекло с целью скорейшего стекания капель воды (например, «антидождь» и иные средства на основе воска). Может иметь место и обратный эффект, когда разнообразные средства, наносимые на стекло, снижают шум заведомо неисправного механизма.

Самым неприятным вариантом неисправности является скрип, издаваемый приводом дворников. В этом случае процедура ремонта или обслуживания неизбежна. Откладывать это не стоит, поскольку дворники приводятся в движение электромотором, рассчитанным на определённое усилие. Любые посторонние шумы свидетельствуют о том, что это усилие превышает нормативную величину. Если вовремя не принять меры, электромотор от постоянных перегрузок выйдет из строя, и стоимость ремонта возрастёт в разы.

Устранение посторонних звуков в работе дворников

В большинстве случаев, особенно на отечественных автомобилях, скрип появляется в механизме привода дворников (трапеции) после зимы или сезона обильного выпадения осадков. Это обусловлено выработкой смазки, находящейся в шарнирах, окислением трущихся элементов и использованием мягких сортов стали. Если скрип наблюдается непродолжительное время, то механизм ещё не успел сильно износиться из-за работы без смазки. В этом случае достаточно просто смазать все узловые элементы машинным маслом или проникающими смазками. Для достижения длительного эффекта от подобной процедуры после жидких или аэрозольных смазок следует применить пластичные, используемые в подшипниках.

Сама процедура смазки достаточно проста и не вызывает вопросов. Главной трудностью, с которой может столкнуться автомобилист, является получение доступа к механизму. В некоторых автомобилях он расположен в легкодоступном месте, в других – требуется частичная разборка, чтобы его найти. Исходя из этого, нужно делать выбор между услугами автосервиса и самостоятельным решением проблемы.

Если же скрип издаёт электродвигатель, то наиболее простым и эффективным способом остаётся его банальная замена. В настоящее время крайне сложно найти сервис, в котором бы взялись за восстановление работоспособности подобного элемента.

Не следует злоупотреблять такими простейшими способами избавления от скрипа, как смазывание резиновых лент дворников или стёкол автомобиля. Это лишь отсрочит необходимость замены или обслуживания какого-либо элемента. Кроме того, такие меры предполагают использование специализированных средств, а не подручных смазок наподобие WD-40.

Если скрип появляется при движении на повышенных скоростях, то виной ему может быть воздушный поток, нарушающий работу дворников. Современные автомобили давно оснащаются поводками с аэродинамическими элементами. Если же они не предусмотрены конструкцией, можно приобрести комплект отдельно. Как правило, такие элементы призваны создавать дополнительное прижимное усилие, препятствующее локальному отрыву от поверхности стекла.

Ещё одним источником скрипа может служить нарушение рабочего положения щёток. Для обеспечения бесшумной работы и эффективной очистки, резиновый элемент щёток должен образовывать с поверхностью стекла угол, близкий к 90 градусам. При потере жёсткости как самой резиновой ленты, так и конструкции щёток, происходит увеличение пятна контакта между стеклом и резиной. В первом случае единственным решением является замена щёток, во втором можно попробовать затянуть крепления или заклёпки каркаса, если это позволяет конструкция.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер можно посоветовать периодически включать дворники, предварительно воспользовавшись омывателем. Это актуально при прерывистом режиме эксплуатации автомобиля и его длительных простоях. Подобные меры предотвращают окисление шарниров, сохраняя их в работоспособном состоянии.

В качестве стеклоомывающей жидкости лучше использовать только предназначенные для этого средства. Они не являются агрессивными к резиновым элементам и лакокрасочному покрытию, а также не вызывают увеличения силы трения, продлевая жизнь дворникам.
Целесообразно избегать использования дворников в то время, когда поверхность стекла покрыта льдом, дабы предотвратить механическое повреждение резиновой ленты. То же касается и сильных загрязнений абразивными материалами, например – налипшей грязью или песком, которые нужно предварительно смыть.

Периодически проверяйте затяжку креплений и элементов механизма приводов дворников – это исключит нарушение рабочего положения.

Причины возникновения скрипов могут быть весьма разнообразны. Но в любом из рассмотренных вариантов они показывают неисправность того или иного элемента. И, чем чаще будут приняты меры, тем дешевле обойдётся ремонт столь ответственного узла автомобиля.

Читайте также