Уход и обслуживание

Как избавиться от шумов под капотом

3 ноября 2020

Появление посторонних звуков из-под капота автомобиля всегда вызывает обеспокоенность предстоящим ремонтом и сопутствующими затратами. Однако если знать характерные признаки той или иной поломки, можно сделать правильные выводы о возможности продолжения эксплуатации и предотвратить излишние траты.

Возникновение шумов и иных нехарактерных звуков

Далеко не всегда посторонний шум – это признак поломки, зачастую подобное явление может быть связано лишь с проведением регламентных работ или простейшей регулировкой. Правильно классифицировать и определить степень опасности издаваемого шума под силу далеко не каждому автомобилисту. Этим могут воспользоваться недобросовестные автомеханики, поэтому перед визитом в автосервис нужно досконально изучить условия, при которых возникает посторонний звук.

В качестве примера неправильной классификации поломки по шуму можно привести визг, периодически доносящийся из моторного отсека. Этот звук может возникать как при крайнем износе выжимного подшипника сцепления, так и при простейшем проскальзывании ремня генератора. В первом случае нужен квалифицированный и недешёвый ремонт, во втором – небольшая подтяжка ремня, которую можно выполнить самостоятельно за пару минут.

Отличить одну ситуацию от другой можно, сопоставляя ситуации, при которых они наступают. При проскальзывании ремня звук может возникать при включении дальнего света и другой автомобильной электроники одновременно – это вызывает дополнительную нагрузку на генератор, и визг моментально проявляется. А при выключении мощных потребителей электричества – пропадает. Визг, вызванный неисправным сцеплением, как правило, проявляется при разгоне или движении в горку.

Не менее распространённым звуком является вой, который свидетельствует о крайней степени изношенности одного из подшипников. Чаще всего, это касается ступичных подшипников, которые следует как можно скорее заменить, поскольку эксплуатация автомобиля с такой неисправностью достаточно опасна. Вой также может исходить от коробки передач для задне- и полноприводных автомобилей с продольным расположением двигателя. Вой коробки или раздатки хорошо слышен даже при закрытых окнах. А вот ступицы издают менее интенсивный шум, исходящий от оси колёс.

Щелчки или цокот также можно отнести к наиболее распространённым шумам. Как правило, интенсивное постукивание в такт оборотам двигателя свидетельствует о необходимости провести регулировку клапанов. Если двигатель автомобиля оснащён гидрокомпенсаторами, то производится их замена. Эксплуатация автомобиля с подобной неисправностью должна быть непродолжительной. Это обусловлено тем, что неотрегулированные клапаны интенсивно изнашивают сёдла (поверхность контакта, от которой зависит герметичность камеры сгорания). Если вовремя обратиться в автосервис, проблем можно избежать. При небольшом износе сёдел может потребоваться притирка клапанов. Дальнейшая эксплуатация может привести к критическому износу и последующей замене головки блока цилиндров.

Помпа или насос системы охлаждения может издавать различные звуки – от свиста подшипника до рокота при повреждениях крыльчатки. В обоих случаях требуется незамедлительная замена данного узла. Это связано даже не с риском перегреть двигатель из-за ухудшения циркуляции охлаждающей жидкости, что легко контролировать по индикации температуры на панели приборов. Основная опасность заключается в том, что помпа приводится во вращение тем же ремнём, что и газораспределительный механизм. В большинстве моторов при обрыве ремня происходит столкновение поршней и клапанов, так что заклинивание помпы может стать для двигателя фатальным.

Шумы, связанные с неправильной работой, а не поломкой мотора

Помимо наиболее характерных моментов, описанных выше, имеют место и ситуации, когда шум из-под капота не является признаком поломки, а свидетельствует о неправильной работе мотора или трансмиссии. Однако если подобные шумы игнорировать в течение продолжительного времени, тот или иной элемент может выйти из строя.

В качестве примера можно рассматривать усиление естественного шума мотора, которое возникло при замене масла. Этот признак свидетельствует о неправильном подборе вязкости или же откровенной подделке. В таком случае нарушается работа системы смазки, а на поверхностях контакта повышается интенсивность износа. Решается всё довольно просто – внеочередной заменой масла и фильтра, промывка двигателя может быть не обязательной.

Кроме того, аналогичное явление может иметь место при критическом снижении уровня масла, что характерно для старых моторов.

Интенсивная тряска, глухой стук, потеря мощности и провалы при разгоне, в совокупности именуемые «троением», могут свидетельствовать о массе проблем – от банального выхода из строя свечи до снижения компрессии.

В первом случае всё решается заменой комплекта свечей, о необходимости которого подскажет отличие степени нагара на одной или нескольких из них.

Второй этап – проверка катушек зажигания. В данном случае, если они не объединены в одну конструкцию, можно будет заменить только вышедшую из строя. Самый простой и примитивный метод диагностики этой неисправности – поочерёдное отключение проводов от каждой из них на работающем двигателе. Как только вы увидите, что при отключении одной из них нестабильная работа мотора не ухудшилась – неисправность найдена. Что касается снижения компрессии, то тут целесообразнее обратиться к профессионалам.

Металлический стук в двигателе может быть связан с явлением детонации, обусловленной некачественным топливом. Если его уровень в баке невелик, то можно просто долить до максимума топливо с проверенной заправки, которое и разбавит купленный по случаю суррогат. При большем его количестве или же критическом росте интенсивности шума лучше прекратить эксплуатацию автомобиля и промыть топливную систему с заменой фильтров.

Основываясь на полученной информации, можно сформулировать последовательность действий при возникновении шумов под капотом:

  1. Проверить уровень масла и других жидкостей.
  2. Убедиться в их качестве и том, что они подходят вашему автомобилю.
  3. Понять, при каких условиях возникает шум, и попробовать точно определить его источник.
  4. Детально сформулировать характер шума, при необходимости – записать его на диктофон (это облегчит работу диагноста, если шум периодически появляется и пропадает).
  5. При малейшем подозрении на поломку обратиться в автосервис.
  6. При отсутствии должной квалификации не пытаться провести ремонтные работы самостоятельно.

Главное, о чём нужно помнить – это необходимость своевременного обслуживания автомобиля. Что касается посторонних шумов, то с данной неприятностью сталкиваются все владельцы – от старых «Жигулей», до современной премиальной иномарки. Только собственный опыт и принятие своевременных мер позволят не только устранить шум, но и избежать более серьёзных последствий.

Читайте также