Секреты и советы

Как правильно управлять автомобилем в дождь

9 ноября 2020

Управлять машиной в дождь намного сложнее, чем в ясную погоду, но многие думают, что дождь просто снижает видимость и делает скользким асфальт, поэтому достаточно просто снизить скорость. На самом деле, езда во время дождя чревата десятками опасных ситуаций на дороге, каждая из которых может оказаться фатальной. Как правильно управлять автомобилем в дождь и совершать маневры, на что обратить внимание и как сделать поездку в ливень комфортной и безопасной?

Снижение видимости

Ухудшение видимости во время дождя – это не просто размытые силуэты, но и значительное искажение объектов и расстояния до них. Напряжение на глаза во время работы дворников увеличивается в два раза, и водитель устает уже через 2 часа поездки.

Чтобы лобовое оставалось максимально прозрачным, нужно следить за работой механизма дворников, состоянием щеток, наличием стеклоочистителя и состоянием стекла. Микротрещины лобового, не заметные при солнечной погоде, искажают обзор за счет проникновения влаги.

Кроме стекла, необходимо уделять внимание и работе вентиляции, поскольку при высокой влажности на улице стекла в салоне начинают быстро запотевать, и только корректно работающий вентилятор салона способен избавить водителя от необходимости постоянно вытирать боковые, лобовое стекло и зеркало заднего вида.

Состояние колес

Максимально комфортное управление в дождь можно обеспечить, если следить за состоянием покрышек, вовремя переобувать колеса и не допускать неравномерного износа протектора ниже полосы индикатора.

Начало дождя

Основная трудность управления в дождь начинается в том случае, если ненастье настигло в пути. Если выезжать на дорогу через 10-15 минут после начала дождя, управление не настолько сложное. С чем это связано?

В первые минуты после начала дождя асфальт становится очень скользким, и сила трения между покрышкой и асфальтом снижена в 10 раз. Когда асфальт достаточно мокрый, сила трения снижена в 2-5 раз по сравнению с совершенно сухим покрытием. Объясняется это тем, что когда на дорогу попадают первые капли, влага растворяется в пыли и частицах мелкого мусора на дороге, образуя микроскопическое покрытие с минимальными параметрами сцепления.

Если вы заметили, что впереди идущий автомобиль оставляет на асфальте четкий след протектора, необходимо максимально снизить скорость, резко не тормозить и не газовать – от маневра обгона в первые минуты после начала дождя лучше отказаться, дорога максимально скользкая.

Скорость во время дождя

Во время дождя от скоростных гонок даже по прямой и по пустому шоссе необходимо отказаться. Выбор скорости зависит от силы дождя и того, насколько быстро щетки дворника будут очищать лобовое стекло. Нередки ситуации, когда во время сильного ливня водитель останавливается на обочине, включает аварийную сигнализацию, световые приборы и габариты и пережидает непогоду. Это связано с тем, что видимость во время сильного ливня может снизиться на 80%.

Оптимальной скоростью при дожде средней силы принято считать 50 км/ч, повороты проходят со скоростью не более 20 км/ч.

Обгон во время дождя

Решаясь на маневр обгона, необходимо помнить, что проезжающие мимо грузовики и автобусы могут при езде по луже окатить лобовое большим количеством брызг. Об этом нужно помнить, если есть необходимость обогнать большегруз или автобус. Опасно оказаться ослепленным возле борта многотонной машины даже секунду, поэтому перед маневром надо включить стеклоочистители на максимальный режим и выбрать, когда встречная полоса будет пустой.

Лужи на дорогах

Любая большая лужа на асфальте должна насторожить водителя – это первый признак неровности дорожного полотна, и глубина провала неизвестна. Перед лужами, если это не просто мокрое пятно, необходимо замедлить ход и переехать сложный участок медленнее.

Профессиональные водители, двигаясь по незнакомой дороге, на сложном участке часто пристраиваются к впереди идущему авто. Расчет простой – если передний водитель рухнет в яму, то у вас хотя бы останется время для маневра или остановки. Безусловно, метод циничный, но в условиях нашей реальности очень эффективный. Поэтому во время дождя обращайте внимание на поведение едущих впереди машин – это позволит избежать большинства неприятностей.

Нельзя преодолевать крупные затопленные участки дороги с разгона или на высоких оборотах двигателя – вода с асфальта может попасть в воздухозаборник. Также нельзя переезжать такие «моря» вброд на низких оборотах двигателя, поскольку есть опасность заглохнуть посередине водоема. Оптимальным вариантом переезда затопленных участков улицы считаются минимальная скорость и слегка повышенные обороты двигателя.

Риск аквапланирования

Во время сильного дождя в разы возрастает параметр аквапланирования – когда попадающая под колеса вода не успевает отвестись по дренажным канавкам протектора. Эффект аквапланировния заключается в том, что колесо на доли миллиметров теряет сцепление с дорогой за счет водяного клина и в этот момент становится неуправляемым. Но поскольку водоотвод на трасе на разных участках не одинаков, при выезде на менее залитый участок дороги на высокой скорости можно вылететь с трассы.

Чтобы правильно определить скорость, следите за высотой брызг от впереди едущего автомобиля – помогут определить, какое количество воды находится на асфальте. Если брызги выше капота, риск аквапланирования очень высок – снижайте скорость до 30 км/ч. Кроме того, при таких показателях вода быстро проникает в подкапотное пространство, усиливая риск коррозии и короткого замыкания.

Опасность обочин

На обыкновенных асфальтированных дорогах, не автобанах, обочины во время дождя становятся очень опасным участком. Влага, смачивая асфальт на обочине, формирует достаточно липкий и плотный слой из грунтовки и части асфальта. Если на скорости более 100 км/ч под дождем захватить правым передним колесом часть обочины, возникает разворачивающий момент, который «тянет» авто вправо. Есть большая вероятность, что водитель не справится с управлением, а это всегда смертельно опасно.

Еще одна опасность – мусор, который скапливается на обочине, гвозди и саморезы могут проткнуть протектор. Пробитое колесо всегда сказывается на управлении, и кидок авто обеспечен. Во время дождя, учитывая пониженное сцепление с дорогой, опасность заноса и ДТП возрастает в три раза.

Чтобы всегда чувствовать себя уверенно на дороге независимо от погоды, времени суток и сезона, рекомендуется посетить несколько уроков по повышению водительского мастерства. Обучение проходит в автоклубах или школе, и опытные водители расскажут и покажут, как управлять автомобилем на льду, во время дождя или снегопада. Оборудованные площадки имитируют реальную дорогу, при этом полностью отсутствует риск ДТП и опасность травмы.

Читайте также