Секреты и советы

Главные серкреты эксплуатации «автомата» зимой

9 февраля 2021

Автомобили с автоматической коробкой передач популярны из-за практичности и максимального комфорта в управлении.

В условиях мегаполисов и пробок они упрощают процесс вождения, позволяя водителю не отвлекаться на ручное переключение скоростей.

Однако принципиальные отличия такой трансмиссии часто приводят к различным поломкам. Среди них – выход из строя АКПП при неправильной эксплуатации в зимний период. И если машина с «механикой» сможет легко завестись в холодную пору года, то в случае с «автоматом» возможны серьезные сбои, после которых придется обращаться в сервис за помощью.

Нельзя начинать движение «с толкача»

Вряд ли кто-то забыл о временах, когда расходные узлы и запчасти к автомобилям были в большом дефиците. И вместо покупки нового аккумулятора, т.к. старый прибор уже не может держать заряд в холодный период, водители пытались завести машину «в раскачку». Кто-то пытался заменить электролит, надеясь сохранить емкость АКБ, но и в таком случае приходилось просить у прохожих или друзей подтолкнуть средство передвижения.

На автомобилях с механической трансмиссией было достаточно включить зажигание, выбрать нейтральное положение на коробке и воспользоваться помощью 2-3 людей, которые спровоцируют обороты коленчатого вала. После активации второй передачи исправный силовой агрегат должен был запуститься.

Ситуация с автоматическим трансмиссионным узлом выглядит иначе. Устройство этой системы не предусматривает принудительной активации скоростей при выключенном двигателе. Любые действия по заведению авто «с толкача» могут вывести из строя дорогостоящее оборудование. Поэтому для старта придется выбрать альтернативные и более безопасные методы.

Уменьшение рабочего ресурса из-за нагрузок

Поскольку автоматическая коробка передач обладает сложным конструктивным строением, срок ее службы ограничен. Система состоит из автономного охлаждающего радиатора, насоса для смазывающих веществ, пакета фрикционов и других важных механизмов, которые теряют свои рабочие свойства под воздействием отрицательных температур. Продолжительная эксплуатация и повышенные нагрузки провоцируют ряд поломок.

Необходимость капитального ремонта дешевого «автомата» появляется спустя 100-150 тыс. км пробега. Для сравнения, механические коробки даже на бюджетных автомобилях преодолевают свыше 300 тыс. км без каких-либо проблем.

Необходимость прогрева

Прогрев транспортного средства с автоматической коробкой передач зимой является обязательным пунктом в правилах эксплуатации. Такая процедура обязательна и объясняется следующими факторами:

  • Нужно прогреть и запустить циркуляцию масла АТФ по внутренним узлам транспортного средства. Если вы вовремя проводите замену расходников, проблемы с подачей масла не возникнут даже зимой.
  • Холодный мотор будет глохнуть и работать с рывками. Для исключения таких неприятностей его прогревают.
  • Без должного прогрева автоматическая трансмиссия не сможет перейти на повышенную передачу.

Если завести машину и сразу нажать на педаль акселератора, это сократит срок эксплуатации трансмиссии. Пытаясь завести машину в мороз, нужно подождать несколько минут, чтобы мотор прогрелся. Дальше нужно прогреть автоматическую коробку передач. Производители таких систем предусмотрели несколько способов прогрева:

  • Если в коробке отсутствуют положения «D1», «D2» или «D3», нужно выжать тормоз и поставить селектор на режим «D» или «R». Если двигатель отказывается работать, следует повторить манипуляции через небольшой промежуток времени. Продолжительность удерживания тормозной педали определяется текущей температурой за окном и объемом масла в коробке. Чем холоднее на улице, тем больше времени займет цикл прогревания. При значениях ниже минус 20 градусов Цельсия процесс займет 5-8 минут.
  • При наличии режимов «D1», «D2» или «D3» следует активировать первую передачу в селекторе и преодолеть 100 м с такими настройками. Дальше можно перейти на 2 и 3 скорости, а потом на «D». Этого промежутка времени хватит для прогревания АТФ.
  • Если в машине есть зимние параметры «Winter», «Snow» и т.д., просто активируйте их.

Еще до наступления холодов нужно оценить уровень и качество рабочих жидкостей. Если в составе АТФ присутствуют темные или металлические частицы, либо она обладает черной консистенцией, необходимо поменять смесь. Также во время обслуживания следует тщательно оценить состояние фильтров тонкой очистки.

Действия при застревании авто

Если автомобиль оказался в снежном сугробе, и вы не можете выехать из него, необходимо активировать понижающие скорости (если они предусмотрены конструкцией трансмиссии). При других обстоятельствах потребуется прибегнуть к «раскачке», но автопроизводители рекомендуют избегать подобных методов.

Сам принцип сводится к следующему: надавливаем на 1/3 педали акселератора, чтобы слегка продвинуть машину вперед, а затем, удерживая ногу на тормозе, активировать заднюю передачу и отъехать слегка назад, вперед и т.д. Методика представляет потенциальную опасность для гидротрансформатора, поэтому при каких-либо сложностях лучше вытолкать средство передвижения вручную. Также важно деактивировать систему стабилизации ESP, т.к. в условиях сугробов она не несет практической пользы.

Поклонники скоростной езды и агрессивного стиля вождения должны помнить, что при передвижении по нестабильному дорожному покрытию с неоднородной консистенцией (снег и лед, смешанный с асфальтом) нельзя допускать резких рывков и ускорений. При подобных действиях автомобиль легко может уйти в занос.

Проблемы на дороге

Чтобы безопасно преодолеть участок с гололедом, следует опробовать методику торможения мотором. Она не самая эффективная для автоматических коробок передач (связано с проскальзыванием гидротрансформатора), но все-таки незаменима в экстренных ситуациях. Для сбрасывания скорости с помощью двигателя важно иметь достаточный запас дорожного полотна впереди. Манипуляции проводятся посредством автоматической активации понижающих передач при отпускании ноги с педали газа.

Если покрытие чрезмерно скользкое, следует руководствоваться такими принципами:

  • На машинах с передним приводом нельзя отпускать газ.
  • На заднеприводных автомобилях газ можно отпускать.
  • Если транспортное средство обладает полноприводной платформой, потребуется резко отпустить педаль, а затем сделать плавное нажатие.

Заключение

У автоматической коробки передач есть как положительные стороны, так и серьезные недостатки. Планируя выехать из дома зимой, необходимо соблюдать все правила эксплуатации узла и помнить о возможных проблемах на дороге. Это обеспечит должную безопасность вождения и сохранит трансмиссионную систему в исправном состоянии максимально долго.

Читайте также