Это полезно знать

Как правильно преодолевать спуски и подъемы

22 января 2019

Спуски и подъемы - наиболее ответственные участки дороги, и иногда даже опытным водителям не удается быстро справиться с ними. Для успешного преодоления подобных участков пути необходимо проявлять выдержку и максимум внимательности.

Кроме этого, автолюбитель должен иметь представление о технических свойствах управляемой им машины.

Преодоление крутых подъемов

Начинающие водители считают, что возвышенность не представляет особой опасности, в отличие от спуска — они недооценивают опасность подъема. Конечно, если дорога сухая, а подъем не слишком крутой, то преодолеть его можно без особых проблем. А вот затяжной пологий подъем на неровной дороге — это уже совсем другое дело.

На таких участках пути не нужно слишком сильно крутить руль и давить на газ. Не надо маневрировать на крутом подъеме, так как водители встречных машин могут и не заметить вас в данных условиях. Поэтому во время езды на подъеме во что бы то ни стало необходимо придерживаться своей полосы.

Непродолжительный подъем можно проехать на любой передаче — на такую горку можно въехать даже с разгона, но неопытным водителям лучше так не делать.

При подъеме на затяжную крутую горку необходимо использовать следующую тактику движения:

  • Совершать подъем необходимо только на пониженной передаче.
  • Надо выбирать передачу с учетом веса транспортного средства, его маневренности и угла подъема.
  • Не следует пытаться сменить передачу во время движения.

Подъем на крутой склон следует начинать, предварительно разогнавшись. Когда же машина начнет подниматься по склону, скорость нужно плавно сбросить. Предварительный разгон позволит сохранить запас скорости до окончания подъема. Выбирая скорость подъема, необходимо рассчитать ее таким образом, чтобы автомобиль не остановился посередине горки — с опытом это становится не таким уж сложным делом.

Если езда осуществляется на горной трассе с двухсторонним движением, при выборе скорости нужно учитывать возможную необходимость торможения при появлении встречной машины. Поэтому при подъеме нужно стараться держаться правой обочины.

Опытные водители не советуют начинать подъем на возвышенность, с которой в случае чего не удастся спуститься. Если машина не сможет осуществить подъем, то придется двигаться вниз, при этом нужно иметь в виду, что в этом случае двигаться придется задом, что намного труднее.

Если во время преодоления возвышенности машина забуксовала

Пробуксовка является наиболее частой проблемой при езде по грунтовке. Машина может забуксовать как во время подъема, так и при спуске. Риск забуксовать особенно велик, когда дорога размыта дождями. Если эта неприятность произошла, то можно попробовать выйти из положения путем раскачки автомобиля, поочередно двигаясь вперед и назад. Но такие маневры можно проводить только на машинах с механической коробкой. На машине с АКП не стоит пытаться избавиться от пробуксовки при помощи раскачки, ведь даже современные модели машин с "автоматами" не смогут получить необходимую амплитуду для выхода из сложившегося положения.

А раскачивать машины с механической коробкой нужно следующим образом. Прежде всего, нужно выжать сцепление и включить заднюю передачу. Затем сцепление отпускается и выжимается педаль газа. Два этих действия необходимо проводить одновременно. Далее нужно двигаться до остановки машины. Когда она снова начнет пробуксовывать, опять необходимо нажать на педаль сцепления и дать машине откатиться. После этого проделанные действия необходимо повторять до тех пор, пока автомобиль не выйдет из состояния пробуксовки. При каждом следующем повторении нужно стараться проехать больший участок, чем в прошлый раз.

Если становится понятно, что такие действия не приносят желаемого результата, лучше прекратить попытки выбраться подобным образом, ведь в противном случае машина может завязнуть еще больше. В этом случае нужно постараться усилить сцепление колес с дорогой путем подкладывания под колеса некоторых предметов. Также можно попытаться откопать завязшее авто. Если же его днище коснулось дороги, то в этом случае выбраться получится только с помощью другой машины.

Преодоление крутых спусков

Во время движения по крутому спуску необходимо соблюдать те же правила, что и при подъеме — не нужно спешить или слишком давить на газ. Движение по крутому спуску может быть опасно возникновением юза. В этом случае можно легко потерять управление. Если перед вами уже спускается другой автомобиль, то лучше не начинать движение до полного освобождения дороги. И тем более, не стоит начинать спускаться, если внизу образовался затор, так как в этом случае вероятность оказаться запертым сверху и снизу довольно высока.

А вот какие правила надо соблюдать во время движения по крутому спуску:

  • Еще перед началом движения необходимо определиться с выбором передачи.
  • Если возникнет необходимость торможения, то тормозить лучше не педалью, а двигателем.
  • Во время спуска менять передачу не следует.
  • Активация нейтральной передачи во время спуска невозможна.
  • Запрещается выключать зажигание.

Если во время спуска все же началось неконтролируемое движение машины, нужно прибавить скорость — это позволит увеличить степень сцепления колес с дорогой. После окончания скольжения скорость нужно убавить. Конечно, неопытному водителю будет непросто проделать подобный маневр. Поэтому перед поездкой по дороге с предполагаемыми крутыми спусками лучше предварительно потренироваться на оборудованной тупиком горке.

Опытные водители советуют: если перед крутым спуском машине довелось преодолеть крутой подъем, то перед спуском нужно поставить такую передачу, какая была при подъеме.

Осуществлять спуск без торможения крайне не рекомендуется, так как это вполне может привести к потере управления. Особенно это касается неопытных водителей, ведь зачастую они не в состоянии определить всю степень риска во время спуска по затяжному склону. А ведь авто может начать сильно ускоряться, что обязательно приведет к потере управляемости.

Иногда во время спуска может возникнуть необходимость торможения. В этом случае надо позаботиться о предотвращении неконтролируемого движения. Для этого колеса обязательно должны быть развернуты в сторону любого препятствия — бордюра или камня. После остановки машину следует поставить на ручной тормоз.

Заключение

Во время преодоления трудных участков дороги на водителя ложится серьезная психологическая нагрузка. Ему постоянно приходится следить за скоростным режимом, углом наклона автомобиля и за возможным появлением других машин. Поэтому двигаться нужно на минимальной скорости, которая позволит маневрировать и не даст автомобилю заглохнуть. И помните: любая теория — ничто без практики, поэтому учитесь преодолевать как спуски, так и подъемы.

Читайте также