Устройство автомобиля

Особенности бескамерных шин для автомобиля

27 октября 2020

Бескамерные автомобильные шины постепенно вытесняет камерные изделия. Многие эксперты называют создание бескамерной покрышки самым выдающимся изобретением в мире автомобилестроения за последние 30 лет. Какие особенности имеет бескамерное колесо, главные отличия от камерных шин и что нужно помнить автомобилисту при выборе резины – обо всем в материале.

Конструкция камерной шины – что нужно знать

Само название «бескамерная» говорит о том, что в шине нет классической внутренней камеры, которая заполняется воздухом. Наличие в колесе двух камер создавало для водителей определенные трудности и снижало срок эксплуатации колеса. Внутренняя резиновая камера должна была идеально подходить под внешнюю покрышку. Накачивание воздуха в камеру через вентиль предполагало его надежную фиксацию.

В ходе движения камера с воздухом и покрышка постоянно соприкасались, под действием высоких температур резина камеры быстро изнашивалась. Уже через год можно было получить трещину в камере колеса даже без прокола. Первое испытание бескамерной конструкции показало, что срок эксплуатации такой покрышки в 4,5 раза выше, чем любого камерного колеса.

Именно соображения рациональности и быстрой окупаемости заставили некоторых производителей отказываться от изготовления резиновых камер, хотя конструкция бескамерных покрышек и система герметичного соединения с диском считается достаточно сложной.

Бескамерная шина не значит автономная

В конструкции есть только покрышка, которая одновременно и садится на диск и заполняется воздухом. Схема даже современной бескамерной шины достаточно сложна – в ней присутствует 11 компонентов, каждый из которых отвечает за определенные технические характеристики. При производстве используются сверхточное оборудование – состав резиновых смесей должен быть точно выверен, поскольку искажение в доли миллиметров приведет к тому, что шина будет неплотно прилегать к ободу.

С развитием бескамерных покрышек производителям пришлось пересматривать и требования к колесным дискам. Если в конструкции диска присутствует заводской брак, то любая покрышка будет пропускать воздух и быстро изнашиваться, а это всегда снижение безопасности водителя и других участников дорожного движения. Главные компоненты бескамерных шин:

  • протектор;
  • ребро;
  • блок протектора;
  • канавки;
  • ламели;
  • плечо протектора;
  • синтетический бандаж;
  • стальной брекер или кордовые нити;
  • радиальный каркас;
  • кольцо;
  • бортик.

Каждая из частей бескамерной шины выполняет свою функцию, усиливать боковины протектора и сам протектор могут дополнительные слои нейлоновых или стальных нитей. Стык обода диска и покрышки должен быть герметичным – для этого инженеры продумали систему двойного борта.

Обод шины имеет раздвоенный край и обхватывает борт диска с двух сторон. Для бортика используют резиновые смеси на основе натурального каучука. Состав сохраняет одинаковые параметры эластичности при высоких и низких температурах, устойчив к действию агрессивных дорожных компонентов, бензина, масла, кислот.

Преимущества бескамерных колес

Колесо, обутое в бескамерную шину, имеет меньший вес, чем аналогичное с камерой. Сама конструкция бескамерной шины и используемые материалы предполагают постепенно снижение веса колеса. Для изготовления стального каркаса и нитей  используют облегченные титановые сплавы, нейлоновые бандажи сами по себе весят немного.

Второе преимущество, которыми обладают бескамерные модели – это стойкость к высоким температурам. Если в бескамерной конструкции колесо подвергалось двойному термоудару за счет того, что при движении выделяется естественное  тепло при трении колеса об асфальт, и происходит увеличение температуры от трения камеры и покрышки, то бескамерные колеса нагреваются только от режима передвижения и скорости вращения колес.

Водители и эксперты отмечают еще одно преимущество бескамерного колеса – увеличенная стойкость при проколе. Если камерная шина моментально спускает воздух после прокола за счет негерметичного стыка между ободом диска и покрышкой, то бескамерные системы за счет толщины протектора и его боковин, а также герметичного соединения с диском теряют давление в 7-20 раз медленнее. Это позволяет еще несколько километров, а в некоторых случаях и десятки километров ехать на пробитом колесе.

Соответственно, увеличиваются в разы и параметры безопасности. Разорванная камера ведет к заносу авто. Водители в 90 % случаев не справляются с управлением, что приводит к ДТП. Прокол бескамерного протектора во время движения приводит к частичной потере управляемости авто, но у водителя остается время среагировать на изменение движения.

Исключением являются разрывы боковин протекторов, когда колесо быстро теряет давление воздуха. Но разрыв или порез боковин в 99% случаев происходит при переезде бровок и сложных препятствий – такие маневры уже предполагают максимальное снижение скорости.

Недостатки бескамерной шины

Если камерные колеса можно было легко ремонтировать в гараже, меняя резиновую камеру, заклеивая ее, проводя вулканизацию резины, то ремонт бескамерных покрышек самостоятельно проводят редко, и только в случает прокола протектора. Если произошел разрыв боковины, в 70 % случаев в мастерских признают колесо неремонтопригодным.

При самостоятельном ремонте легко повредить закраины шины, что приведет к разгерметизации колеса, поскольку борта покрышки являются герметичным слоем для всей системы.

Сложная конструкция слоев бескамерной шины не позволяет проводить заклеивание бокового разрыва, если дыра находится у края протектора и имеет длину более 5 см. При таких повреждениях разрывается боле 10 стальных нитей корда. Использование металлических заплат позволяет восстановить надежность покрышки только на 70 %.

Но если произошел прокол протектора (например, после наезда на шуруп), то бескамерную шину ремонтировать намного проще, и ее не потребуется снимать с колеса. Ремонт можно провести самостоятельно в гаражных и даже полевых условиях, если в наличии есть ремонтный комплект со жгутом.

Бескамерные шины требуют использования специальных дисков – нельзя устанавливать такую покрышку на диск, который предназначен для камерной системы. Также нельзя использовать камеру в бескамерных конструкциях якобы для «увеличения эксплуатационных характеристик». При нагреве воздуха между камерой и каучуковым внутренним слоем бескамерной шины за счет трения деталей защитная поверхность протектора начинает моментально разрушаться.

Бескамерные шины надежны и продуктивны, средний срок эксплуатации, например, всесезонной модели Michelin Cross – не менее 10 лет, стоимость колеса для внедорожника начинается от 6500 руб. Производители предлагают сотни моделей бескамерных шин, каждый водитель сможет быстро переобуть свое авто и оценить преимущества таких колес.

Читайте также