Это полезно знать

Как продлить жизнь МКПП и АКПП

8 декабря 2020

К наиболее уязвимым узлам каждого транспортного средства относят коробку передач. И автоматическая, и механическая трансмиссия подвергается износу, особенно если владелец авто не учитывает основные правила эксплуатации и не проводит плановое обслуживание системы. Чтобы избежать преждевременного повреждения механизма, а также продлить срок его службы, стоит принимать несколько простых мер.

Правильная эксплуатация механической коробки

«Механика» – это надежный и износоустойчивый агрегат, который качественно справляется со своими задачами и не требует особого ухода. Вывести из строя МКПП достаточно сложно, но некоторым «удается» это сделать. С чем это связано и как исключить подобную неприятность?

Существует множество рекомендаций, которые нацелены на продление срока службы трансмиссии. Первое, что нужно сделать, начиная эксплуатацию такой коробки – это проверить состояние технический жидкостей. Масло должно находиться на высоком уровне и быть подобранным строго под сезон. Также у него должен присутствовать соответствующий коэффициент вязкости. Не менее важно учесть серию расходных материалов и советы автопроизводителя по совместимым вариантам.

Запрещено допускать резкие переключения скоростей с динамичным отпусканием сцепления. Первая передача запускается с двойным выжимом, если изначально были допущены ошибки. Перед движением назад важно полностью сбросить скорость. Если включить заднюю передачу раньше указанного времени, узел может выйти из строя.

Применение транспортного средства с МКПП для буксировки других авто или перевозки крупногабаритных багажей – негативная нагрузка на коробку передач. Динамичная езда и агрессивные маневры тоже сокращают эксплуатационный срок трансмиссии.

Переключение передач нужно проводить с учетом действующих ограничений по скорости и оборотах – они различаются в зависимости от модели авто и технических параметров двигателя. Во время торможения нельзя забывать понижать передачу, чтобы сбрасывать скорость как тормозом, так и силовой установкой. В холодный период года не рекомендуется оставлять машину на передаче.

Если дорога скользкая, не стоит продолжать движение с деактивированным сцеплением или на нейтральной передаче либо делать переключение скоростей на поворотах. Подобные действия могут привести к потере управления и фатальному исходу.

Специалисты рекомендуют:

  • проводить поворот ключа не дольше 10 секунд за один раз. Если мотор не запускается, нужно повернуть ключ обратно, а затем повторить цикл только через 1 минуту;

  • предварительно прогревать авто перед запуском силового агрегата – это минимизирует нагрузку на ДВС и трансмиссию, поскольку при отрицательных температурных значениях масло в моторе начинает загустевать;

  • применять прямую передачу для уменьшения расхода – по умолчанию, это 4 скорость на механической коробке;

  • при выжимании педали придерживаться резких и быстрых движений, а при отпускании – плавных и аккуратных;

  • при нехватке сцепления колес с покрытием не выжимать сцепление или активировать нейтральную скорость.

Если вы столкнулись со странными шумами, запахом горелого или внезапным отказом в работе одной или нескольких передач, возможно, в механической трансмиссии произошел серьезный сбой. Чтобы его устранить, стоит обратиться за помощью в проверенный сервис и провести диагностику узла. Специалисты быстро определят причину таких признаков и предложат эффективные варианты для устранения проблемы. Также они заменят комплектующие детали или всю коробку.

Обслуживание коробки «автомат»

Нередко в официальной документации к авто с АКПП указано, что по достижению 50 000 км пробега необходимо заменить масло в коробке. Такой интервал касается только тех машин, которые имеют большой пробег по шоссе. Если эксплуатация практикуется в городских условиях, промежуток времени между обслуживанием стоит сократить как минимум в 2 раза. Кроме того, важно покупать только качественное масло, поскольку от этого зависит долговечность автоматической трансмиссии.

В холодную пору года автомобилист должен правильно прогревать коробку. Зимой масло охлаждается до предельно низкой температуры. Холодная и густая смесь не в силах производить качественную смазку подвижных частей. В результате случается быстрый износ, вызывающий повреждение коробки. Для прогрева масла достаточно активировать режим «драйв» (D) и выжать тормоз, удерживая его в течение минуты. Подобные манипуляции приведут к нагреванию жидкостей и минимизации износа узла.

При периодических остановках машины некоторые автовладельцы активируют нейтральное положение на селекторе коробки передач. Однако такие манипуляции не рекомендованы, поскольку они могут вызвать повреждение трансмиссии. Переключение должно производиться только после полного сбрасывания скорости и выжимания педали тормоза.

Лучше не возить прицеп и не буксировать другие машины, особенно с выключенным двигателем – вместо этого стоит вызвать эвакуатор и погрузить технику на него. Если подобная возможность отсутствует, лучше проводить буксировку со скоростью до 30 км/ч с выбором положения N на коробке передач.

Нельзя практиковать резкие старты на светофорах – такой стиль вождения губителен для коробки «автомат». Если автомобиль застрянет в снегу или на песке, лучше активировать пониженный диапазон скоростей.

Придерживаясь простых рекомендаций, можно исключить преждевременный износ АКПП и МКПП, а также продлить срок их службы. С учетом марки машины и специфики устройства трансмиссии, она может использоваться без планового обслуживания с пробегом в 200-300 тыс. км. Если производитель советует выполнять сервисный осмотр и ремонт через заданный интервал, лучше не игнорировать такие рекомендации и вовремя проводить диагностику в проверенных сервисных центрах.

Читайте также