Поиск по сайту

5 уровней автономности автомобилей

5 уровней автономности автомобилей

  • 10 минут на чтение

История развития беспилотных автомобилей - это десятилетия исследований и инноваций. Первые концепции автономных транспортных средств появились еще в середине XX века, но их практическое воплощение стало возможным после прорывов в области разработки датчиков, искусственного интеллекта, компьютерной обработки данных и связанных с ними технологий.

Благодаря развитию этих технологий автомобили могут самостоятельно принимать решения и перемещаться без прямого вмешательства человека. Это делает автономные автомобили безопасными, эффективными и удобными транспортными средствами, которые могут значительно снизить количество дорожных происшествий и повысить доступность транспорта для всех слоев общества.

Появление таких автомобилей на дорогах общего пользования приведет к изменениям в городской планировке, снизит загруженность дорог, энергопотребление и загрязнение окружающей среды. Кроме того, автономные автомобили положительно повлияют на экономику, общественное здоровье и качество жизни людей.

С другой стороны столь сильное влияние беспилотных авто на жизнь общества требует разработки технических, правовых, этических и социальных стандартов.

Организация SAE International

Одной из организаций, которые отвечают за стандарты в области управления транспортными средствам является Общество автомобильных инженеров или SAE, основанное в 1905 году.

Самый известный стандарт - SAE J3016 определяет шкалу, которая помогает понять и классифицировать уровни автономности транспортных средств. Этот стандарт стал основой для обсуждений и законодательных инициатив в области автономных транспортных средств по всему миру.

Классификация, разработанная SAE International, определяет шкалу автомобильной автономности от полной зависимости от водителя до полной автономности. Она отображает последовательное развитие возможностей автомобильных систем, и переход от одного уровня к другому представляет собой значительный технологический вызов. Давайте рассмотрим каждый уровень подробнее.

0 Без автономности

На нулевом уровне автомобиль полностью зависит от управления человека. Водитель выполняет все функции управления, включая управление рулевым колесом, педалями газа и тормоза, а также отвечает за принятие всех решений на дороге.

Большинство автомобилей в мире относятся именно к этому уровню автономности SAE.

1 Hands on: помощь водителю

На уровне 1 автомобиль способен выполнять определенные функции управления, например менять скорость или рулить, но водитель все еще должен принимать активное участие в управлении и оставаться готовым взять на себя контроль в любой момент.

К первому уровню относятся автомобили с адаптивным круиз-контролем, системой удержания в полосе, ассистентом парковки или другими похожими системами.

Таких автомобилей становится все больше. Почти все новые машины среднего и выше ценового сегмента при наличии нужных опций можно отнести к уровню 1.

2 Hands off: частичная автоматизация

Похож на уровень 1: автомобиль может сам разгоняться, тормозить и рулить, но уже без постоянного участия водителя, хотя последний все еще должен оставаться внимательным и готовым взять на себя управление в любой момент.

Несмотря на продвинутые технологии, Tesla - все еще второй уровень автономности
Несмотря на продвинутые технологии, Tesla - все еще второй уровень автономности

Несмотря на «hands off» в названии, автопроизводители часто требуют от водителя держать руки на руле, как подтверждение готовности вмешаться.

Формально второму уровню автономности соответствует «автопилот» автомобилей Tesla. 

3 Eyes off: условная автоматизация

На уровне автономности автомобиля 3 водитель все еще должен быть готов взять на себя контроль над транспортным средством, но не немедленно, а в течение какого-то промежутка времени. Водитель может смотреть кино или общаться в мессенджерах, так как автомобиль способен мониторить окружающую среду и самостоятельно реагировать на ситуации, требующих немедленных действий.

Mercedes EQS с пакет Drive Pilot соответствует третьем уровню автономности
Mercedes EQS с пакет Drive Pilot соответствует третьем уровню автономности

На этом уровне автопроизводители уже сталкиваются с несовершенством законодательства.

Например, флагманский автомобиль Audi A8L формально соответствует 3-му уровню автономности, но в США продается как автомобиль уровня 2 и поставляется без ключевого аппаратного и программного обеспечения, необходимого для достижения функциональности уровня 3. А в Европе Audi доступен с полным уровнем 3, если вы закажите его с пакетом Traffic Jam Pilot.

Еще одним примером автомобиля с третьим уровнем автономности может служить Mercedes-Benz EQS c опциональным ассистентом Drive Pilot.

4 Mind off: высокая автоматизация

На уровне 4 автомобиль способен выполнять все функции управления в большинстве ситуаций без участия водителя. Водитель все еще может вмешиваться при необходимости, но вмешательство является опциональным.

Такие автомобили уже существуют. Но пока законодательство и инфраструктура недостаточно развиты, передвигаться они могут только на ограниченной территории (обычно в городской среде, где максимальная скорость не превышает в среднем 60 километров в час). Такое ограничение называет "геофенсинг".

Автономный шаттл от компании NAVYA
Автономный шаттл от компании NAVYA

  • Французская компания NAVYA уже производит и продает в США шаттлы и такси 4-го уровня, которые работают полностью на электроэнергии.
  • Компания Waymo, принадлежащая Alphabet (Google) развивает представила службу беспилотного такси 4-го уровня. Их автомобили уже проехали более 15 миллионов километров.
  • Канадский поставщик автомобилей Magna разработал технологию MAX4, обеспечивающую возможности беспилотного вождения как в городских условиях, так и на шоссе. Совместно с Lyft они разрабатывают специальные комплекты, которые превращают обычные автомобили в беспилотные.
  • Volvo и Baidu занимаются совместной разработкой электромобилей 4-го уровня, которые будут обслуживать рынок роботакси в Китае.

5 Steering wheel optional: полная автономность

На уровне 5 автомобиль обладает полной автономностью и способен выполнять все функции управления в любых условиях без участия человека. Транспортное средство способно самостоятельно принимать решения, реагировать на окружающую среду и безопасно управляться в различных ситуациях.

5 Steering wheel optional: полная автономность
В концепте автономного автомобиля 360c от Volvo есть спальное место

Руль и педали могут как правило полностью отсутствую, в редких случаях могут складываться и выезжать по требованию.

Подобных автомобили существуют только в виде концептов и прототипов и пары экземпляров, проходящих испытания на полигонах. Такие компании как Waymo и Tesla активно работают над тем, чтобы сделать полностью автономные машины доступными широкой публике.

Заключение

Автономные автомобили - это технологический прорыв, который обещает изменить облик автомобильной индустрии и транспортной системы в целом. С каждым годом автономные автомобили становятся все более актуальными и вызывают все больший интерес у общественности, индустрии и правительств.

Появление автономных автомобилей представляет собой один из наиболее значимых этапов в развитии транспортной отрасли, и его влияние на общество будет ощущаться в течение десятилетий.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме