Уход и обслуживание

Как устранить вибрацию руля

29 сентября 2020

Вибрация или биение рулевого колеса – это признак серьезной неисправности ходовой, тормозной системы или рулевого управления. В зависимости от того, когда возникает биение руля – на холостом ходу, во время набора скорости или торможения, определяют, какая система автомобиля вышла из строя.

Любая вибрация рулевого колеса – опасный признак, который свидетельствует о том, что безопасность водителя находится под угрозой, поскольку присутствует неисправность ведущих систем авто, и необходимо срочно прекращать эксплуатацию машину и искать причину неисправности.

Вибрация руля на холостом ходу

Биение руля на стоящей машине может возникнуть по двум причинам:

  • неисправен приводной вал рулевой рейки;
  • разорвана подушка мотора.

Если ослабло крепление опор двигателя или какая-то опора оторвана, биение руля на холостом ходу ощущается довольно сильно. Неисправность характерна для авто с большим пробегом (от 100 тыс.), когда крепежи ослабевают по причине износа. Вторая причина – если после капремонта двигатель устанавливался на штатное место неправильно. Если оторвана подушка, биение руля увеличивается по мере набора скорости. Управлять авто не просто сложно, но опасно.

Износ наконечников, тяг рулевой рейки и деформация вала приводят к дрожанию руля на холостых оборотах. Если при этом наблюдается люфт колеса, в первую очередь осматривается рулевая рейка. При такой неисправности биение руля может увеличиваться по мере набора скорости и становится сильнее. Если вовремя не провести ремонт, можно разрушить элементы рулевого механизма и получить неуправляемое авто, что приведет к аварии.

Устраняем вибрацию руля на скорости

Если биение руля возникает на скорости, в 90% случаев это свидетельствует о неисправности колес:

  • разбалансировка;
  • неправильная отбалансировка при смене резины;
  • деформация диска;
  • дефект покрышек;
  • установка диска неподходящей разболтовки;
  • поломка ШРУСа.

Разбалансировка колес может появиться после того, как колесные диски забиваются грязью, в зимнее время – снегом со льдом. Водитель ощущает небольшое биение руля, которое появляется на малой скорости, при разгоне от 70 км/ч и выше вибрации пропадают. Разбалансированные колеса имеют разную центробежную силу. Такая эксплуатации приведет к быстрому износу и деформации покрышки, износу ступичных подшипников.

Если биение руля возникает на средних – от 60 км/ч, и на высоких скоростях, причина может быть в том, что после смены сезонной резины или после замены колеса не провели отбалансировку. Передвижение на разбалансированных колесах приведет к деформации колесных дисков и быстрому износу элементов ходовой части.

Деформированный диск также является причиной биения руля. Чаще деформации подвержены стальные диски после наезда на скорости на серьезное препятствие: бровка, вылет в яму и пр. Не всегда деформированный диск можно определить визуально, в 20% случаев биения руля, которое связанно с деформированным диском – это установка диска с производственным дефектом. В 50% случаев диск деформируется во внутренней части. Определить дефект можно на шиномонтаже после снятия колеса.

Причиной вибрации рулевого колеса может стать установка диска с неподходящим количеством отверстий при выборе неоригинального диска, диаметр отверстий которого не соответствует диаметру ступичных болтов. Диск будет болтаться на ступице, отдавая вибрацию на руль. Биение руля возникает и при неравномерной затяжке колесных болтов, в результате которого возникает перекос. Это приводит к тому, что при вращении центробежные силы каждого колеса разные, и возникает вибрация.

Деформированный, разорванный корд покрышки, неравномерное давление в шинах также служит причиной того, что рулевое колесо начинает «лихорадить». Симптомы увеличиваются по мере набора скорости.

Довольно распространенной причиной биения руля на средних и высоких скоростях является неисправные элементы подвески. Если во время маневров и при прохождении поворотов руль начинает бить, необходимо проверять ШРУС и сайлентблок передних рычагов. Износившиеся шарниры, втулки и треснувшие блоки приводят к тому, что руль начинает бить в руку водителя.

Вибрации во время торможения

Если руль вибрирует во время тормоза, причина кроется в деформации дисков и износе колодок. Существует две причины быстрого выхода тормозных дисков из строя:

  • заводской дефект - 5-7%;
  • неправильный режим эксплуатации – 95%.

Агрессивный драйв с частым и резким торможением на скорости приводит к систематическому перегреву диска. Резкое охлаждение металла приводит к его деформации, что в итоге провоцирует биение руля.

Устраняем вибрацию руля

После того, как была определена причина, почему руль вибрирует в определенном режиме поездки и стоянки, проводят ремонт определенных узлов и агрегатов.

При замене крепежей подушки двигателя проверяются все болты и шайбы, элементы с минимальным износом меняются. Приводной вал рулевой рейки ремонту не подлежит – его не удастся выровнять даже в мастерской, поэтому расходник меняют на новый.

Чистка колес и мойка остаются самыми простыми ремонтными работами, после чистки дисков рекомендуется проверить балансировку колес, даже если вибрации руля прекратились.

Восстановить колесный диск можно на рихтовочном станке. Стальные диски выравниваются легче, чем легкосплавные, для второго варианта высока вероятность не выровнять диск, а разломать его. После ремонта в обязательном порядке проводится балансировка и проверка давления в шинах.

Ремонт подвески, тормозной системы и рулевого механизма относится к числу сложных. Необходимо демонтировать элементы подвески, провести осмотр каждой детали и повести замену сломанных. Аналогично, если причина вибрации руля – в неисправном ШРУСе, проводится полная диагностика и ремонт системы.

Тормозные диски восстанавливаются проточкой на специальном станке, деформированная поверхность выравнивается. Если деформация диска значительная, деталь меняют на новую.

Вибрация руля – это всегда следствие неисправности других систем автомобиля. Как только водитель почувствовал, что руль начинает  «жить своей жизнью», необходимо проводить диагностику, начиная с осмотра колес и проверки крепежей подушки двигателя.

Читайте также