Секреты и советы

Как правильно обгонять грузовики и фуры

22 декабря 2020

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми грузовиками случаются гораздо реже, чем с легковым транспортом. Но в случае столкновения последствия бывают более плачевными и непоправимыми. При этом в большинстве случаев аварии происходят не по вине водителей грузового транспорта, а из-за неправильных действий владельцев легковушек. Поэтому есть несколько простых советов, которые позволят избежать ДТП.

Основные советы автомобилистам

  • Действия при подъеме. Грузовой транспорт с большой массой затрачивает много времени и усилий для разгона на подъеме. Поэтому в случае переключения скоростей на подъеме автомобиль с 20-тонным грузом может замедлиться и уже не тронуться с места. Чтобы избежать подобных последствий, водителю нужно разогнаться как минимум до 80 км/час, чтобы беспроблемно взобраться наверх. Если спереди двигается легковая машина со скоростью 60 км/ч, это может спровоцировать опасную ситуацию. Поэтому избегайте такого стиля вождения и всегда ускоряйтесь, если к вам прижимается фура.

  • Грузовик начинает делать маневр и планирует обогнать другую фуру. Если вы замечаете, как между дорожными «тяжеловесами» начинаются так называемые «гонки», не пытайтесь помешать им. Лучше пристройтесь за обгоняющим автомобилем и дождитесь завершения маневра. Во время обгона появляется значительное аэродинамическое сопротивление. Изначально воздушный поток пытается сдвинуть легковую машину вправо, а затем притягивает автопоезд к грузовику. При этом нужно как можно крепче держаться за руль и сохранять устойчивость при малейших отклонениях.

  • Вы планируете обогнать грузовик. Планируя выполнить резкий маневр, не нужно приближаться к фуре слишком близко. В таком случае вам потребуется затратить в 5 или 10 раз больше времени для завершения обгона. Почему так происходит? Когда водитель легковушки догоняет медленно движущийся грузовик и размещается за ним, скорость падает до тех значений, с которыми двигается фура. Чтобы разогнаться до нужного уровня, а затем перестроиться в правую полосу, потребуется от 15 до 20 секунд. Подобные паузы могут привести к непоправимым последствиям. Опытные автомобилисты завершают маневр за 4-5 секунд – они начинают планировать свои действия, находясь за 100-150 м до машины.

  • Движение происходит в ночное время. С наступлением ночи важно тщательно оценивать обстановку перед тем, как начинать обгон. Нередко на дорогах встречаются автопоезда с дополнительными прицепами. Кроме того, перед фурой может двигаться машина, которая только что ее обогнала, но за грузовиком с внушительной длиной она просто не видна.

  • Действия в городе. Грузовому транспорту нельзя двигаться в крайнем ряде справа – эта полоса отведена под общественный транспорт, парковку автомобилей и размещение автобусных остановок. Оптимальный ряд – второй справа (как правило, это средняя полоса). Однако если фура находится в крайней левой полосе, не стоит жаловаться на водителя и просить его съехать, используя дальний свет или сигнальный звонок. Возможно, водитель планирует повернуть налево. Если в условиях загруженного трафика тяжеловес включает поворотник, не обгоняйте его, а пропустите, немного приостановив транспортное средства. Не пытайтесь набрать скорость до завершения им маневра.

Распространенные ошибки

Нередко автомобилисты допускают фатальную ошибку, пытаясь обогнать фуру, вплотную «прижавшись» к ней. Подобные действия приводят к ухудшению обзора встречной полосы, поскольку если выдержать определенную дистанцию между грузовиком спереди, можно визуально охватить большую площадь.

Еще одна ошибка – избыточная уверенность в том, что если «встречка» свободная, нужно незамедлительно выполнять обгон. В таких случаях не исключены ситуации, когда при попытках обгона в машину врезается еще один автомобиль, который на большой скорости догоняет ее сзади. Чтобы избежать таких столкновений, нужно вовремя посмотреть в левое зеркало перед началом обгона.

Также нельзя пытаться обогнать сразу несколько машин. Чем длиннее «поезд» из автомобилей, тем выше вероятность того, что кто-то тоже захочет сместиться в левую полосу для обгона, когда вы окажитесь на ровной линии с ним.

Некоторые водители решаются на обгон грузовика, движущегося с большой скоростью, при недостаточной мощности мотора. Ситуация усложняется, если маневр происходит на подъеме. В подобных условиях он становится затяжным и порой превращается в полноценную «гонку».

Если по каким-либо причинам маневр невозможен, единственный выход – начинать экстренное торможение и прижимать авто вправо, даже если там движется попутный транспорт.

Другие рекомендации

В обычных условиях требуется от 1 до 2 секунд, чтобы автомобилист здраво оценил дорожную обстановку и вовремя притормозил. За этот промежуток времени 3-осная фура с контейнером, которая двигается со скоростью 80 км/ч, преодолевает дистанцию от 25 до 40 м. Дополнительные 20 м отведены под тормозной путь. Для сравнения, у легковушек он составляет всего 12 метров.

Во время поворотов и маневров задний ряд колес у обычных автомобилей проходит меньший путь, чем передний. Чем больше длина транспортного средства, тем больше эта разница. Поэтому во время поворотов автопоезд часто пересекает соседнюю полосу. Допускать резкие движения нельзя – машину может сорвать в занос. Поэтому при возникновении потенциальной опасности дальнобойщику нужно сбросить скорость.

Еще одна сложность при управлении грузовым транспортом – множество «мертвых» зон. Недостаточный обзор приводит к тому, что водителям фур приходится быть максимально бдительными при выполнении любых маневров – они должны вовремя планировать перестроение из одной полосы в другую.

Обгонять тяжелый транспорт на дороге с несколькими полосами несложно, поскольку всегда есть возможность выбрать оптимальную полосу. Но на двухполосной трассе без знания общих правил и особенностей «общения» водителей можно оказаться в неприятной ситуации. Поэтому стоит учитывать базовые рекомендации по обгону и использовать их на практике.

Читайте также